Под стать настроению с которым Иван Васильевич покидал «Щ-303», была и февральская погода. Порывистый, злой ветер гнал с Ладоги низкие темные облака. Вдоль пустынной набережной крутила поземка. Густой колкий снег нещадно хлестал по лицу, слепил глаза. Ноги по щиколотку проваливались в глубокие сугробы. В сотне шагов ничего нельзя было разглядеть. Но у плавбазы «Иртыш», к которой подошел Травкин, погода показалась другой. Унялся снег. Теплый воздух, поднимавшийся от жилья моряков, подхватывал редкие снежинки, поднимал вверх, словно защищая корабль от пикирующих на него белых мух.
Иван Васильевич сразу увидел и хорошо рассмотрел свой новый корабль, прильнувший к высокому борту «Иртыша». Даже на фоне огромной плавбазы он не казался маленьким, как его прежняя лодка рядом с «Полярной звездой». «Катюша» была в три раза больше «щуки». Громадный корпус подводного крейсера, широкий и просторный мостик. Четыре тщательно зачехленных орудия, из них два стомиллиметровых. Но это, знал Травкин, не главное оружие. Десять торпедных аппаратов, расположенных в носу и корме, могли пустить на дно несколько транспортов и кораблей — подводный крейсер и существует для того, чтобы наносить эти удары. Сейчас подлодка замерла на стоянке, но в море может развить скорость свыше 20 узлов — словно быстрый миноносец.
Пока Иван Васильевич стоял на широкой палубе «Иртыша», с которой краснофлотцы начали сметать снег, спускался по крутому трапу на лодку, угас злой ветер и повеселел хмурый день. Поднялось настроение Травкина.
— Смирно! — громко скомандовал дежурный по кораблю и четко отдал рапорт.
Иван Васильевич понял, что знают его и ждут на «К-52». Ее прежнего командира Е. Г. Шулакова назначили командиром дивизиона. Евгений Георгиевич был человеком высоким, грузным. «На большой лодке соответственно и командир», — подумал Травкин. Старый командир хорошо знал людей, слыл человеком разговорчивым, общительным. И здесь, более замкнутый, строгий, с внешне суровым взглядом, Травкин ему проигрывал.
Знакомство с экипажем непосредственно на боевых постах авторитета и уважения новому командиру не прибавило. Будто чем-то он был недоволен: по-прежнему суровый вид, а тут еще проскользнуло недоверие к людям.
— Николай Шведенко, — показал Шулаков на одного из краснофлотцев. — Лучший наш сигнальщик.
Шведенко по выражению лица нового командира понял, что эту оценку новый командир всерьез не воспринял. Евгений Георгиевич тоже уловил недоверчивый взгляд и, когда они с Травкиным отошли от боевого поста, заметил:
— Зря вы так. Отличное, особое у него зрение. К тому же моряк с «Пантеры».
Эту подводную лодку балтийцы называли и легендарной, и прославленной. В период иностранной военной интервенции и гражданской войны — в августе 1919 года — «Пантера» потопила новейший английский эскадренный миноносец «Витториа», открыв боевой счет советских подводников. Лодка участвовала в героическом «Ледовом походе» балтийских кораблей, когда по указанию В. И. Ленина, чтобы спасти флот от захвата немцами, через льды выводили их из Ревеля (Таллина) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. В годы Отечественной войны у «Пантеры» не было столь громких успехов. Устаревшая лодка в 1942 году была переоборудована в станцию для зарядки аккумуляторов подводных кораблей. Моряков перевели на другие корабли, вот и попал Шведенко на «К-52».
Евгений Георгиевич рассказывал Травкину о подводном крейсере, об экипаже и почти всех хвалил, не жалея самых сильных эпитетов. В то же время он отмечал, что личный состав вместе с рабочими достраивал корабль, не участвовал в походах и не имеет боевого опыта. Травкин сказал, что рад встретить хороших специалистов, но вот характер у него дотошный: привык полагаться на факты, в море все проверит.
Позже моряки «К-52» узнают, что за внешней суровостью прячется большая душа, что Иван Васильевич простой, доступный, немногословный человек. Отличный командир. Во время атак, в бою не суетящийся, расчетливый, будто выполняющий обычную работу. В минуты смертельной опасности спокойный, выдержанный. Лаконичный и твердый при отдаче и выполнении приказов. Добрый, но не добренький. Поймут, что Травкин настоящий товарищ, у него, что называется, в крови тяга к людям, стремление помочь прежде всего тем, кому труднее всех. Первым, наверно, это почувствовал краснофлотец Магницкий.
С борта плавбазы «Иртыш» Травкин увидел, что несколько человек переносят мешки с картошкой из подвала жилого дома за рекой Фонтанкой на корабль. Дело обычное. Но его внимание привлек молодой краснофлотец, с трудом тащивший пятидесятикилограммовый мешок. Маленький, худощавый, моряк сам весил не больше тяжелой ноши.
— Кореш, пошевеливайся, — покрикивал шедший за юношей крепкий моряк.
— А ведь упадет в воду, — заметил кто-то, когда молодой краснофлотец пошел по шаткому трапу «Иртыша». — Как есть «сыграет».
— Бросьте мешок, — приказал Травкин, как только краснофлотец ступил на палубу корабля. — Грыжу нажить хотите?
— Салагой будут называть — это лучше? Я выполняю приказ командира подводной лодки «К-52».
— Теперь я ваш командир!
Мешок опустился на палубу. Краснофлотец Магницкий, который еще не знал о передаче дел командирами, впервые так близко увидел Ивана Васильевича и с восхищением рассматривал прославленного подводника. А Травкин положил руку на уставшее плечо и добавил:
— Постарше да посильнее послать можно. Сколько вам лет?
— Семнадцать.
Травкин махнул рукой и уже не расслышал последних слов молодого краснофлотца:
— Уважает матросов.
В первой же беседе с новыми подчиненными Ивам Васильевич, заметив, что подводниками не рождаются, ими становятся, подчеркнул, что нужно для этого: мастерское владение техникой, оружием. Именно мастерское. Троечники на подводном корабле — обуза. Даже хорошее — враг отличного.
С такой меркой требовательности он подходил прежде всего к себе. На лодках есть прекрасная традиция: каждый должен досконально знать корабль. И не только свою специальность, а устройство всего корабля, его систем и оружия. Травкин за месяц изучил новый корабль. Помогал ему весь экипаж: в торпедных отсеках — торпедисты, в дизельном — мотористы, в аккумуляторном — электрики, в центральном посту — помощник и штурман... Особенно много — старшина команды трюмных машинистов П. П. Перевозчиков, служивший на лодке с момента ее закладки.
Такой без лишнего часа отдыха личный труд нового командира уже «работал» на его авторитет. А строгость? В эти дни моряки корабля поняли: если гайки надежно, крепко подкручены, каждой шестеренке вращаться легче и ход ее точнее...
Без строгости на флоте нельзя. Это знают моряки еще с Морского устава Петра Первого. Одна из его статей гласила: «Во время чищения кораблей и починки всякий мусор должно вывозить, чтобы ничего на дно не упало. А кто из своих то учинит, сам, ежели офицер, за всякую лопату (имеется в виду лопата мусора) первый раз лишается месяц жалования, за второй раз — полгода, а за третий — будет оштрафован отнятием чина и записан в рядовые. А рядовым за третий — в Сибирь на каторжную работу».
В период изучения Травкиным новой подводной лодки он обстоятельно побеседовал с каждым членом экипажа. Вот что вспоминает о таких беседах В. А. Магницкий: «Иван Васильевич приказал мне принести лодочный сейф с документами. Мы закрылись в его каюте.
— Ну, учите меня своей премудрости.
Я удивился. Чему учить командира? На его лодке «Ш-303» был шифровальщик, и, конечно, Травкин в курсе всех премудростей. Дело было в другом. Он хотел проверить, что я за специалист, можно ли верить в точность расшифровки радиограмм, которые поступят на корабль. Просто для беседы была избрана не ущемляющая самолюбия форма. Вот какой к нам пришел командир...
Иван Васильевич стал составлять тексты радиограмм. В них лодке приказывалось занять или поменять позицию, сообщалось о конвоях противника, причем каждый раз фигурировали широта и долгота. Мою работу командир фиксировал по секундомеру. Травкин затем стал вычеркивать цифры из радиограмм и наблюдал, как я восстанавливаю правильный текст.
В работе мне помогали морские карты, разложенные тут же на диване. Напоследок командир составил радиограмму, в которой приказывалось нашей лодке покинуть район действий на сутки из-за прохождения по позиции катеров. Отойти предписывалось к острову Гогланд. Я сказал, что этого не может быть, так как Гогланд находится в Финском заливе, а мы действуем в Балтийском море. По всей вероятности, лодке следует отойти к острову Готланд.
— Соображаешь, колдун! — одобрительно заметил Иван Васильевич.
Представьте, какой похвалой прозвучали для меня эти слова опытнейшего командира».
В это время ни военных комиссаров, ни заместителей по политической части на подводных лодках по штату не было. Партийной работой руководил не освобожденный от своих основных обязанностей парторг. На «К-52» им был Иван Константинович Середин. Воинское звание у него было невысокое — старший краснофлотец, но пройденный путь — немалый. На лодку пришел в 1940 году. В сентябрьские дни 1941 года, когда партия призвала: «Все на защиту города Ленина!» — добровольно ушел в морскую пехоту, жег бутылками с горючей смесью вражеские танки на подступах к Ленинграду, перенес блокаду с ее первого до последнего дня. Когда Военный совет Ленфронта принял решение о возвращении флотских специалистов на корабли, из 27 человек, ушедших на сухопутье с этой лодки, вернулось четверо. Середин один из них...
Шулаков относился к Ивану Константиновичу с исключительным уважением. А тут вдруг после смены командиров во время утреннего осмотра и проворачивания механизмов из центрального поста дежурный передал:
— Секретаря партийного бюро Середина просит зайти командир корабля.
Никогда раньше ни к кому из начальников секретаря партбюро так не вызывали. Ведь было сказано не старшему краснофлотцу, а именно секретарю партийного бюро. Несколько озадаченный, Середин зашел во второй отсек, где расположена каюта командира. Травкин извинился, что не так сделали объявление, предложил познакомиться поближе. Начал он со слов, которые сразу заставили забыть о форме вызова.
— Слышал о вас немало. Хорошо, что такой у нас секретарь, — начал Иван Васильевич. — Мы с вами равны. Вы первым отвечаете за корабль перед партией, я первым — перед страной и командованием.
«Ничего себе равные: один старший краснофлотец, другой капитан 3-го ранга, один старший специалист трюмных машинистов, другой командир корабля, — подумал Середин. — Впрочем, ведь Травкин говорит не об этом, а о равной ответственности за дела на корабле и сейчас, и в бою. Тут все правильно».
Потом они работали дружно. Секретарь партбюро всегда чувствовал поддержку опытного, зрелого коммуниста, а командир знал, на кого в первую очередь опереться.
Летом 1944 года «К-52» стояла на якоре на Неве неподалеку от Летнего сада. Лодки этой серии были на уровне последних достижений мирового кораблестроения, а по ряду тактико-технических данных превосходили иностранные корабли. «Катюшами» постоянно интересовались союзники по антигитлеровской коалиции. Побывавшие в то время в Ленинграде английская и американская миссии посетили лодку Травкина.
Даже привычные к порядку и чистоте английские моряки, пройдя по лодке, с удивлением отмечали, что люди бодры, торпедные аппараты и дизеля сверкают чистотой, койки заправлены так, словно на них никогда и не спали. Все осмотрели гости, и тут Травкин спросил:
— Не хотят ли представители союзников погрузиться, посмотреть людей и механизмы в действии?
Переводчик с улыбкой передал ответ пожилого адмирала:
— Я в свое время командовал линкором и предпочитаю оставаться над водой...
Американцы оказались развязными и шумливыми. Неподдельный интерес у них вызвало 100-миллиметровое орудие. Это наводило на мысль, что американцы и англичане подобных систем не имеют. В общем, гости уехали довольные визитом и командиром.
Летом 1944 года советские войска полностью освободили Ленинградскую область, часть Эстонии, Карельский перешеек. У наших подводных кораблей появилась возможность заниматься боевой учебой в восточной части Финского залива.
Перед выходом в море партбюро корабля решило провести открытое партийное собрание о готовности боевых постов к выходу в море и решению задач. Если можно так выразиться, практика на этом собрании сильно довлела над теорией. За несколько часов до собрания Травкин объявил боевую тревогу, вместе с секретарем партбюро и командирами боевых частей побывал во всех отсеках.
На собрании по свежим фактам шел строгий разговор о личном примере коммунистов, содержании ими техники, умении учить и воспитывать подчиненных.
— Учитесь сейчас усерднее, в бою это будет поздно делать, — подчеркнул в выступлении Травкин.
«К-52» начала отработку задач в Лужской губе. В походе Иван Васильевич изучал корабль и его людей.
Помощник командира старший лейтенант Геннадий Трофимович Кудряшов был земляком Травкина — тоже родился и вырос в Наро-Фоминске. Он даже внешне был в чем-то похож на Ивана Васильевича: среднего роста, неторопливый, коренастый, правда, Травкин был худощавее. Общие знакомые, воспоминания о родных краях значили немало. Но главное, что сближало их, — это одинаковое понимание задач, высокая требовательность к себе и экипажу. Кудряшов имел и некоторый боевой опыт: уже воевал на Балтике штурманом подводного корабля.
Старательным, до тонкости знающим лодку специалистом оказался вновь прибывший на корабль инженер-механик гвардии инженер-капитан 3-го ранга Михаил Андронникович Крастелев (впоследствии вице-адмирал-инженер начальник Севастопольского Высшего Военно-Морского инженерного училища). Гвардейского звания он был удостоен за боевые походы на подводном минном заградителе «Л-3», до перевода к Травкину участвовал во всех успешных походах «Ленинца».
Штурман лейтенант Евгений Александрович Жолковский в конце 1942 года окончил Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Среднего роста, живой, подвижный, энергичный человек, он отлично знал и навигацию, и корабельные приборы, был настолько аккуратен в прокладке на картах, что командиру, в прошлом штурману, почти никогда не приходилось высказывать претензий к нему.
С момента закладки корабля служил на нем старшина группы трюмных машинистов мичман Павел Петрович Перевозчиков. Устройство лодки он знал, что называется, до последнего винтика, самое сложное умел объяснить просто и доходчиво. Его ценил и любил весь экипаж. И другие моряки показывали себя трудолюбивыми и старательными.
Отработка задач в Лужской губе продолжалась ежедневно почти все светлое время суток. Но, если, к примеру, новый самолет испытывают опытные, специально подготовленные летчики-испытатели, корабль испытывает его экипаж. Каждый на нем не пассажир, хозяин механизмов, оружия, систем. Хозяин и повелитель. Такими и показали себя люди в первых же походах. Но как для самолета, для летчика самое трудное взлет и посадка (даже малоопытный пилот может неплохо вести машину в горизонтальном полете), так и для подводников самое трудное — погружение и всплытие. И эти сложные эволюции экипаж отрабатывал успешно, пока не последовала команда Травкина:
— Срочное погружение! Лодка не ушла на глубину.
— В чем дело, инженер-механик? — обратился Иван Васильевич к Крастелеву.
— Надо заполнить уравнительную цистерну!
Травкин подал команду, и вдруг корабль камнем пошел под воду. Его погружение удалось остановить на тридцатиметровой глубине. Иван Васильевич с неудовлетворением заявил командирам, что при таком «срочном погружении» можно погрузиться навечно. Атакующий корабль протаранит лодку форштевнем или прочный корпус разобьется о грунт.
Снова команда «Срочное погружение!» — и опять те же результаты. В команде заговорили о заводских дефектах. Иван Васильевич вместе с инженером-механиком и помощником разобрались в причинах странного поведения лодки. Все системы оказались исправными и действующими надежно, а вот экипажу не хватало опыта в управлении кораблем.
— Не с техники, с людей всегда следует начинать, — внушал Травкин офицерам.
Он беседовал с командиром отделения рулевых-сигнальщиков старшиной 2-й статьи Александром Солодовым, рулевыми-сигнальщиками Николаем Шведенко, Николаем Климовым, Михаилом Гусаровым, другими подводниками.
— Плавали вы еще мало, знания пока больше теоретические. Вы отлично изучили технику своих постов, но не чувствуете лодки в целом. Здесь не ваша вина, а ваша беда... Что, не так?
— Все правильно, товарищ командир, — ответил рулевой Морозов.
Травкин обрадовался, что это сказал именно Василий Петрович. В морском деле он не новичок, плавал рулевым на танкере на Каспийском море. С 1942-го на Балтике. Рулевой старательный, авторитетный, понимает значение отменной, без всяких скидок выучки. К нему сразу и обратился Иван Васильевич:
— Предложения?
— Учиться и в базе, и в море хоть круглыми сутками. Перестать даже в каком-то уголке головы держать мысль, что виновата техника. Помнить, какой прекрасный нам дали корабль. Таких раньше не было!
Не щадили себя люди. Иван Васильевич работал больше всех, понимал — это верный путь к сердцам трудяг-моряков. Парторг корабля И. К. Середин собрал коммунистов. Человек немногословный, в коротком выступлении на собрании он остро поставил вопрос: хотим скорее начать воевать — надо быстрее завершить все испытания. Говорят, что учение и труд все перетрут. Так было и на «катюше». Испробовали все механизмы в различных режимах, все шло гладко. Каждый моряк становился уже не только частью экипажа, но и частью лодки. Можно было докладывать командованию о полной боевой готовности к походам и боям...
В августе сорок четвертого с Северного флота пришла скорбная весть о гибели талантливого подводника командира дивизиона лодок И. И. Фисановича. Израиля Ильича знали на флотах и как командира прославленного гвардейского корабля, и как автора публикации «Истории одной «малютки». В августе — сентябре сорок первого он потопил три крупных транспорта, а в апреле сорок второго удостоен звания Героя Советского Союза.
— Вы, товарищ командир, видели его? — спросил комсорг корабля Васин.
— В одном классе в училище учился. Талантливый человечище. Память изумительная. Как-то на спор он на уроке читал книжку и слушал преподавателя. На самоподготовке почти слово в слово пересказывал нам и лекцию и книгу. Но вообще-то талант — это труд. При исключительных способностях Фисанович старательно занимался, немало самостоятельно работал.
Талант, он во всем проявляется, в точном расчете тоже. Израиль Ильич заходил во вражеские порты и с расстояния пистолетного выстрела расстреливал транспорты противника. Помнится, штук десяток за два года потопил и повредил. Новое в атаки внес.
— Товарищ командир, а вы не только мне, всем комсомольцам о североморских подводниках расскажите. Я на эту тему беседу запланирую.
— Поймал меня комсорг. Я думаю, что он только интересуется, а он со мною тренировочку провел, чтобы я перед его комсомольцами лучше выступил, — засмеялся Травкин. — Ладненько, сам такой был, завтра соберемся.
Иван Васильевич рассказал молодежи о борьбе на коммуникациях Баренцева моря, о командирах лодок Северного флота И. А. Колышкине, В. Г. Старикове, И. И. Фисановиче, их боевых друзьях, опыте использования оружия, техники.
— Израиль Ильич Фисанович о нашей службе стихи написал, — сказал Травкин. — Не знаю, как с поэтической точки зрения, а с моей, моряцкой, в самую точку попал:
Нет выше счастья, чем борьба с врагами,
И нет бойцов, подводников смелей,
И нет нам тверже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Враг был изгнан почти со всей территории нашей страны. Штаб и политуправление Балтийского флота вернулись в главную базу флота — Таллин. В сентябре 1944 года капитулировала маннергеймовская Финляндия. Для подводных лодок дорога в море стала шире, хотя и шла по узким шхерам, в обход минно-сетевых заграждений.
Первыми 28 сентября Травкин и его товарищи провожали подводные лодки капитан-лейтенанта С. Н. Богорада («Щ-310»), капитана 3-го ранга Л. А. Лошкарева («Щ-318») и капитана 3-го ранга Д. И. Бочарова («Щ-407»). 5 октября отправилась вторая группа: «Л-3» (капитана 3-го ранга В. К. Коновалова), «Д-2» (капитана 2-го ранга Р. В. Линденберга), «Лембит» (капитана 3-го ранга А. М. Матиясевича), «С-13» (капитана 3-го ранга А. И. Маринеско). 8 октября выходили: «Щ-309» (капитана 3-го ранга А. Н. Филова), «Щ-307» (капитан-лейтенанта М. С. Калинина) и «С-4» (капитан-лейтенанта А. А. Клюшкина).
Вскоре отличилась «Щ-310». Ее командир С. Н. Богорад обнаружил группу транспортов и утопил головное судно. Через двое суток Богорад «отправил к Нептуну» сторожевой корабль, вскоре еще один транспорт. 6 октября «Щ-407» неподалеку от Клайпеды обнаружила два транспорта, шедшие в сильном охранении. Капитан 3-го ранга Бочаров торпедировал один из транспортов, а еще через несколько дней крупное судно «Леда».
Подводники уничтожали врага не только торпедами. «Лембит» А. М. Матиясевича поставил мины западнее банки Штольпе. Вскоре на лодке услышали взрывы — подрывались фашистские суда. Затем Матиясевич обнаружил и уничтожил транспорт. А. А. Клюшкин лишь недавно прибыл с должности помощника командира лодки с Тихоокеанского флота и в первом же походе одержал победу.
Утром 28 октября начальник штаба бригады капитан 1-го ранга Курников вручил Травкину боевой приказ: выйти в Данцигскую бухту для нанесения ударов по врагу. Иван Васильевич собрал офицеров:
— Минно-сетевые позиции мы обойдем, но не ждите легких походов, — говорил он. — Фашисты сосредоточили в Южной Балтике корабли с радио — и гидролокацией. Над морем патрулируют вражеские самолеты. Бдительность для нас не призыв, а вопрос жизни и боевых успехов.
Через несколько часов корабль развернулся в тесной Купеческой гавани Кронштадта и в сопровождении катеров-охотников направился в Хельсинки, где находилась временная база балтийских лодок. 9 ноября «К-52» вышла из Хельсинки, чтобы занять позицию в Данцигской бухте (ныне Гданьский залив).
Травкин прошел по кораблю, всматриваясь в лица моряков, шедших в первый бой. На них он видел спокойствие и уверенность в корабле, в себе, наверно, и в командире. Спросил у старшины торпедистов мичмана В. А. Крестина:
— С каждой милей ведь уходим от дома. Как самочувствие?
— Торпедисты считают, что, хотя мы и идем на запад, к дому все ближе. Песню недавно слышали: «И каждый знал, дорога к ней ведет через войну». К ней — это и к матери, и к жене, и к девушке, и к родной деревне.
— Разумно, в самую точку.
— Скоро, товарищ командир? — Травкин понял: это о бое.
— Через несколько часов будем в нужном районе. От нас зависит, как быстро врага найдем.
— Мы постараемся. У нас торпеды не только в мази, но и на мази, — говорили торпедисты.
Но быстро врага обнаружить не удалось. Трое суток искали противника в Данцигском заливе, встречались лишь катера, на которые торпеды тратить не стоило.
Море заштормило. Сильно качало даже на двадцатипятиметровой глубине. Вечером 15 ноября Травкин приказал всплыть и поспешил на мостик. Увидев, что горизонт чист, он наклонился над люком — вызвать наверх вахтенного офицера и наблюдателей. В этот момент огромная волна обрушилась на корабль. Она сбила Ивана Васильевича с ног и бросила внутрь лодки. Как он летел метров пять от верхнего рубочного люка до стального настила центрального поста, запомнил плохо. Очнувшись, спросил:
— Что с лодкой?
С кораблем все оказалось в порядке, с его командиром дело обстояло хуже. Видимо, он получил легкое сотрясение мозга. Мутилось сознание, оказалась сломанной правая рука, сильно болел глаз. Фельдшер посоветовал отлежаться, и Иван Васильевич сдал командование шедшему на «К-52» командиру дивизиона капитану 2-го ранга Шулакову.
Сдать командование просто, а вот ответственность за корабль, за его боевые успехи передать невозможно. И хотя тяжелым было состояние Травкина, когда узнал о преследующем лодку большом мотоботе, он встал. Шулаков и Травкин поняли, что это — судно-ловушка. На вид рыболовный траулер, но на нем стоят средства обнаружения. Установив контакт с подводным кораблем, он по радио, несомненно, уже вызвал противолодочные силы. Шулаков приказал резко отвернуть в сторону и увеличить ход. Маневр удался. Противник потерял лодку и отстал.
До 21 ноября «катюша» искала на морских дорогах крупные транспорты, но они не попадались. Ночью 21 ноября лодка шла в надводном положении, заряжая аккумуляторы. Неожиданно остановились дизели: крутая волна захлестнула воздушную шахту, вода попала в цилиндры двигателя. Ход был потерян, и тут вдруг прозвучал взволнованный голос наблюдателя:
— Курсовой... Сторожевые корабли!
Четыре вражеских сторожевика полным ходом шли к лодке. Раздалась команда «срочное погружение», но звука обычного в этих случаях ревущего гудка не было. Травкин приподнялся на койке и стал смотреть на глубиномер. На двадцатипятиметровой глубине послышался глухой удар по корпусу, лодка накренилась. Заскрежетал металл, зазвенело разбитое стекло, зажурчала врывающаяся вовнутрь корабля под сильным давлением вода. На глубине около ста метров лодка ударилась о грунт.
Фельдшер помог Ивану Васильевичу перебраться в центральный отсек, откуда можно командовать кораблем, и он распорядился:
— Слушать мою команду! Осмотреться в отсеках!
Несколько человек из экипажа «К-52» написали мне, что прошло много лет, плохо помнятся отдельные события, но всем памятен драматический момент, когда поврежденная лодка лежала на глубине и неизвестно было, что ее ждет. Командир группы торпедистов В. Д. Закаржевский вспоминал: «В это время подавал различные команды и Шулаков. Иван Васильевич, сохраняя спокойствие, приказал личному составу выполнять только его команды». На корабле хозяин командир, а не присутствующие на нем офицеры и даже адмиралы.
Знакомый, спокойный голос командира приободрил людей. Доклады из отсеков не вселяли оптимизма. Наиболее сложным оказалось положение в четвертом отсеке. Разбита часть аккумуляторов. Хлынувший из поврежденной топливной системы соляр залил аккумуляторную яму. Это грозило коротким замыканием и пожаром. Из пробоины под огромным давлением хлестала вода. Прийти на помощь было нельзя. В лодке поврежденный отсек изолирован стальными водонепроницаемыми переборками и дверями. Открыть дверь-люк значило поставить под угрозу затопления весь корабль.
Насколько велика пробоина? Хватит ли сил у находившихся в отсеке инженера-механика М. А. Крастелева, старшины команды электриков Владимира Клюкина, краснофлотцев Виктора Жмакова, Савелия Соколинского, которые по очереди ныряют в ледяную воду, смешанную с соляром, заделать пробоину, а у электрика Ивана Чугая, рулевого Михаила Гусарова, кока Ивана Лихобабы, сбивающих в кровь руки, отсоединить аккумуляторные батареи?
Вопросы, вопросы... На них у Ивана Васильевича был один уверенный ответ: люди должны выдержать...
Несколько отвлекаясь от основного повествования, сообщим читателю, что в 1942 году в английском флоте произошел случай, когда был спасен экипаж подводной лодки, пораженной глубинными бомбами. Поскольку у подводников не было никакой возможности всплыть, послали в базу сигнал бедствия (SOS) с помощью оказавшихся на корабле голубей. Их выбросили через торпедный аппарат на поверхность в специальной капсуле, прикрепив к лапкам записки с сообщением о координатах погибшей лодки. До базы долетела одна голубка. Вовремя пришедшая помощь спасла людей. И ныне в Англии есть памятник крылатому курьеру...
Но экипаж той субмарины спасли неподалеку от своих берегов. «К-52» лежала на дне в районе, контролируемом врагом. Надо было обмануть противника и всплыть, спасти и экипаж, и корабль, рассчитывая только на свои силы. А над нашей лодкой продолжали рваться глубинные бомбы. Ее спасало то, что противник не предполагал, что советский корабль находится на такой огромной глубине, и ставил взрыватели на бомбах на меньшее углубление. Взрывы то уходили в сторону, то приближались к кораблю. Слышались писклявые щелчки по корпусу — гидролокаторы врага вели непрерывный поиск, поэтому следовало уйти из района. Морякам из четвертого отсека пока не удавалось полностью заделать пробоину. Вода продолжала просачиваться в лодку. А всплыть нельзя, не откачав воду. И откачать нельзя. В ней соляр, который сразу расплывется по поверхности воды большим демаскирующим пятном.
Что делать? Решай, командир. У тебя наибольший боевой опыт. Ты отвечаешь за весь экипаж, за корабль. Наконец, в твоих руках и твоя жизнь, так нужная и флоту, и семье...
Травкин решил ждать. Приказал выключить все шумящие механизмы. Даже регенерационные патроны, хотя дышать было тяжело. Только гирокомпас пел однообразную тихую песню. Через два часа Иван Васильевич приказал включить водооткачивающие помпы. Как только они заработали, гидроакустик снова услышал нарастающий шум винтов.
Затаившиеся корабли выжидали. Мгновенно были остановлены помпы, враг не успел обнаружить лодку. Наконец, радостный гидроакустик доложил, что слышит затухающий шум винтов кораблей. Они ушли, можно было без боязни откачивать воду из поврежденного отсека. Помпы работали на полную мощность, но вода убывала медленно. Оказалось, приемные патрубки то и дело забивались мелкими обломками аккумуляторных батарей. Стали пускать помпы по очереди: одна откачивала воду, другую чистили.
Когда в лодке осталось уже немного забортной воды, Травкин решил всплывать. Принял меры предосторожности: вдруг поблизости без хода затаились вражеские корабли. Приказал артиллеристам готовиться к бою, бросив короткое:
— Стрелять так, как комендор Богов!..
Моряки знали, о ком идет речь. В 1919 году Советская республика находилась во вражеском кольце. В тот период на Петроград наступала армия белогвардейского генерала Юденича, поддерживаемая английской эскадрой — 12 крейсерами, 20 эскадренными миноносцами, 12 подводными лодками и другими кораблями. Наша морская оборона опиралась на минно-артиллерийскую позицию и боевые корабли Балтийского флота.
4 июня в Капорском заливе эскадренные миноносцы «Азард» и «Гавриил» приняли бой с четырьмя английскими эсминцами и подводной лодкой. Наблюдатели с эсминцев заметили следы двух торпед и показавшуюся из воды рубку подводной лодки. Наши корабли уклонились от торпед, а комендор с «Азарда» Богов послал снаряд точно в рубку вражеской субмарины. Потеряв управление, она вошла на минное поле, подорвалась и затонула.
Советские эскадренные миноносцы перенесли огонь на эсминцы врага, один из них повредили, остальных заставили уйти.
В 1928 году наши моряки подняли потопленную почти десятилетие назад лодку, останки интервентов вернули англичанам. «Л-55» вошла в строй советского военного флота под тем же названием, чтобы напоминать бывшей «владычице морей» о ее интервенции против Советского Союза и о позорном бегстве ее кораблей сначала в Капорском заливе, затем и со всей Балтики.
Лодка всплыла на поверхность. Травкин первым выскочил на мостик. Горизонт был чист. Невыгодная для подводного корабля дуэль, к счастью, не состоялась. Заработали дизели, им надо было дать прогреться. Вдруг опять показались вражеские корабли. Иван Васильевич приказал дать форсированный ход. Делать это при непрогретых двигателях по инструкции нельзя, но командир лодки решил таким путем уйти от противника, имевшего меньшую скорость. Это был единственный выход. Погружаться рискованно, масляное пятно выдало бы место лодки.
У бортов стали падать снаряды. Травкин, не меняя скорости, маневрировал, сбивал врагу прицел. Вскоре на лодке с облегчением вздохнули. Орудия сторожевиков перестали доставать до «катюши».
Травкин понимал, что корабли вызовут авиацию. Рассвело, и, уклонившись от прежнего курса, «К-52» легла на грунт. Под давлением забортной воды через заглушенные отверстия в четвертом отсеке усилились протечки воды. У Ивана Васильевича болели голова и рука, казалось, на исходе последние силы. И его, и измученного борьбой с водой и неисправностями экипажа.
Командир прошел в четвертый отсек.
— Молодцы! — похвалил он мотористов и электриков. — Что будем делать, комиссар? — это уже секретарю партийной организации Ивану Константиновичу Середину.
— Одна голова хорошо, много — куда лучше, — ответил тот. — Соберем коммунистов и комсомольцев, посоветуемся.
На собрании М. А. Крастелев доложил, что в аварии виновата не техника, а стечение обстоятельств. Во время срочного погружения мотористы продували дизели, в них попала вода. Команда на срочное погружение не была дана ревуном, как это должно делаться при всплытии, поэтому действия моряков оказались неоперативными. Огромным давлением воды и разорвало топливную цистерну, вода пошла в отсек.
— Что-то могли предотвратить и люди, — заметил Травкин. — Снова не хватило опыта.
Вырисовалась общая безотрадная картина: из-за полученных повреждений корабль не сможет воевать.
Поднялся с места высокий, стройный Михаил Гусаров:
— Как же мы вернемся, не потопив ни одного вражеского судна? Это позор на весь флот.
У молодежи, жаждавшей немедленных побед, его слова вызвали полное одобрение. Травкин понимал, люди давно рвались в море, хотели громить врага, и вдруг их надежды оказались напрасными. Обидно, но экипаж уже совершил своего рода подвиг: спас корабль, увел от грозного противника. Об этом Иван Васильевич и сказал на собрании.
Какой меркой измерить то, что он, раненый, передвигаясь с помощью фельдшера, несколько дней руководил людьми?..
Подводя итоги прениям, Иван Васильевич сказал:
— Возвращаться необходимо. Постараемся после расквитаться с фашистами.
Ночью 23 ноября лодка всплыла. Прежде всего следовало понадежнее заделать течь. Мотористы Виктор Жмаков и Константин Лаврентьев спустились в аккумуляторную яму. Вокруг трещины в прочном корпусе они просверлили отверстия, нарезали в них резьбу, наложили на место поступления воды резину и металлическую заплату, крепко прижали их болтами. Когда Жмаков и Лаврентьев трудились в яме, к ним несколько раз подходил Травкин, хвалил и изредка поторапливал:
— Скорее, скорее, ребята, скоро будет светать, а нам до рассвета надо от этого места подальше уйти. Получили разрешение на возвращение в базу.
Все, что было в их силах, сделали мотористы, но в месте повреждения прорывалась вода. Ее непрерывно откачивали, и, идя в надводном положении, лишь к концу месяца добрались до Кронштадта. Так неудачно сложился первый поход.
В море командир корабля не может собрать весь личный состав. Нельзя оставить без управления и присмотра многие механизмы и приборы. В базе такая возможность есть, и Травкин поспешил ею воспользоваться. Он начал разговор с примеров пусть далеких, но поучительных, сказал, почему погибали корабли, хотя никакой критической обстановки для них не возникало. Один немножко недосмотрел, другой чуть-чуть поторопился, третий понадеялся на товарища.
Французская подводная лодка «Фарвадэ» выполняла пробное погружение. Последний спускавшийся в надстройку моряк не закрыл люк. В корабль хлынула вода, и «Фарвадэ» погибла. Новая английская субмарина «К-13» утонула на ходовых испытаниях из-за незакрытых вентиляционных отверстий машинного отделения. У англичан же лодка «М-2» полностью еще не всплыла, но кто-то поспешил открыть рубочный люк. На русской лодке «Дельфин» не задраили вентиляционные отверстия, а прошедший вблизи ее пароход развил сильную волну. Корабль тоже оказался на дне.
— Катастроф могло и не быть, если бы каждый не только знал и понимал свои обязанности, но и выполнял все, что предписано инструкциями, чего требует сама жизнь. У нас, конечно, далеко до таких страшных вещей, но думается, на собраниях коммунисты и комсомольцы обмозгуют что к чему, сделают выводы...
2 декабря состоялось партийное собрание, на котором рассматривался вопрос об ускорении ремонтных работ. Деловые, самокритичные выступления радовали командира.
— Наше заведование не нуждается в ремонте, — говорил старшина группы мотористов Спиридон Егорович Андреев, человек спокойный, обстоятельный. — Мы посоветовались с товарищами и решили помочь трюмной группе — у них дел больше всего. А со своими заботами мы справимся в вечерние часы.
Старшина команды торпедистов мичман Василий Крестин сказал, что торпедисты помогут электрикам, поскольку у тех огромная работа по ремонту аккумуляторов.
— Давайте работать под лозунгом ленинградцев: «Тебе трудно, помоги товарищу, и тебе станет легче», — предложил парторг Середин.
Приняли единодушное решение отремонтировать лодку за полтора месяца, а не три, как планировал завод. Говорят, что человек предполагает, а жизнь располагает. Случилось так, что на уходившей в боевой поход «К-56» не хватало специалистов. На нее в разгар ремонта взяли людей с корабля Травкина. К новому месту службы отбыл помощник командира Кудряшов. Несмотря на все это, 15 января 1945 года — ровно через полтора месяца, — готовая к боям и походам «К-52» стояла у пирса в Кронштадте. «Пределы есть у техники, сила человеческого разума, наша работоспособность — беспредельны», — думал Травкин. Вернулись и моряки, участвовавшие на «К-56» в потоплении трех вражеских транспортов в Южной Балтике.
Подводники настигали противника не только в море, топили вражеские суда и в гаванях. Так, командир «Щ-307» М. С. Калинин зашел на внешний рейд порта Вентспилс и одновременным залпом четырех торпед уничтожил два вражеских транспорта. Травкин тепло поздравил своего бывшего помощника и ученика с присвоением звания Героя Советского Союза.
Позже при личной встрече Михаил Степанович так рассказал своему воспитателю и наставнику об этом походе:
— Обнаружили мы три транспорта. Цель завидная, но идти в атаку опасно — рядом сторожевики. И глубина малая: временами лодка уже касалась грунта. Но вспомнил я нашу атаку в сорок втором на мелководье. Ведь тогда получилось! И рискнул. Быстро довернул и выпустил сразу четыре торпеды. Машины на «стоп». Притаились на грунте. Два взрыва почти одновременно. Не выдержал я, подвсплыл под перископ. Вижу: двух транспортов нет, только спасательные шлюпки снуют в том месте. Можешь представить нашу радость. Уверенности, сил прибавилось. Мы в том походе четыре транспорта потопили...
Но были не только победы. Не вернулась с моря «С-4». Капитан 3-го ранга А. А. Клюшкин 1 января 1945 года донес в штаб флота о потоплении транспорта. Что же случилось потом? Об этом узнать не удалось. Никаких сообщений о ее потоплении, как выяснилось после войны, не оказалось и во вражеских документах...
Январь в сорок пятом был холодным, морозным. Но и суровая зима не смогла удержать в базах балтийских подводников. «Щ-318» капитана 3-го ранга Л. А. Лошкарева 3 февраля уничтожила транспорт. «Л-3» торпедировала вражеский миноносец. В. К. Коновалов потопил также два транспорта. Один из них «Гойя» перевозил до десяти тысяч гитлеровцев, удиравших из окружения в районе города Хель. Второй транспорт тоже был набит фашистскими солдатами. Капитан 3-го ранга В. К. Коновалов был удостоен звания Героя Советского Союза... В феврале начинался новый боевой поход «К-52».
Перед походом на «К-52» вернулись многие моряки. Не было только шифровальщика. Магницкого направили на «Щ-309», но он заболел, остался на плавбазе «Иртыш» в Хельсинки, а в поход на «щуке» ушел другой специалист. Магницкий стал трудиться на штабном корабле.
Когда Травкин появился на «Иртыше», увидел Магницкого. Удивился, почему не в походе? Магницкий объяснил.
— Вот что. Сегодня я ухожу в Кронштадт на тральщике. Забираю с собой вас.
— Мне следует доложить об этом начальству?
— Ни в коем случае. Пока суд да дело, а мне что, в море идти с другим специалистом?
— Ругаться будут, товарищ командир!
— Ничего, отругаются и перестанут. В двадцать три будь готов. Сходни с тральщика уберут, прыгай через фальшборт. Оставь записочку, чтобы зря не искали. Уже в походе Травкин сказал Магницкому:
— Есть радиограмма насчет вашей персоны... Объяснился...
Чтобы выйти в открытые воды, лодке предстояло преодолеть обширную область льдов. На корабль надели «намордник» — прочный стальной щит, предохранявший от ударов льдин форштевень, носовые горизонтальные рули и торпедные аппараты. Командир лодки назначил дополнительную вахту, чтобы отпорными крюками отталкивать крупные льдины.
Шли за двумя ледоколами. В узких шхерных проходах лед оказался толщиной свыше полуметра. Чтобы быть в струе чистой воды, Травкин приказал укоротить буксирный трос. Это было небезопасно, создало дополнительные трудности, так как ледокол часто менял скорость хода и подводная лодка то стремительно наползала на него, то вдруг неимоверно натягивался трос — вот-вот лопнет. Но Иван Васильевич верил в экипаж, в свой глазомер, в корабль. Двигались медленно, в иные сутки всего по несколько миль. На ночь приходилось останавливаться, и лед сковывал корабль. Вахтенные коченели на ветру. Мокрая одежда превращалась в холодный панцирь, прилипал к рукам выстывший металл. Корпус корабля изнутри облицован пробковой крошкой, но все равно от него шел сильный, как говорили располагавшиеся в концевых отсеках торпедисты, «зверский» холод. В носовом и кормовом отсеках стенки корпуса покрывал иней. Моряки спали, надев на себя «весь аттестат».
И все же корабль настойчиво продвигался вперед. Чем западнее он уходил, тем тоньше становился лед. Наконец, вышли в открытое море. Травкин обрадовался: уйдет лодка на глубину, станет теплее, уютнее. Но у него по коже побежали мурашки от первого же после погружения доклада вахтенного офицера:
— За лодкой след соляра!
Оказалось, что одна из межбортовых цистерн злополучного четвертого отсека пропускает топливо. Течь образовалась от ударов льдин. Соляр стал проникать в аккумуляторную яму.
— Что будем делать, инженеры? — с досадой спросил Иван Васильевич у М. А. Крастелева и командира группы движения А. В. Сулоева.
Александр Владимирович Сулоев предложил возвращаться для ремонта. В принципе это было разумно, и Крастелев промолчал. Травкин внешне казался спокойным, только побелели губы, выдававшие его волнение. Само слово «ремонт» стало для него ненавистным, он же моряк, а не ремонтник. Возвращаясь из предыдущего похода, краснофлотцы говорили о позоре на весь флот. Но это по молодости. Теперь он и сам так считал. — Может, вы и правы, — сказал командир корабля. — Нам действительно следовало бы вернуться в базу. Нас никто за это не осудит, но проситься второй раз домой без боевого успеха хуже смерти! Подумайте, посоветуйтесь!
Командира поддержал парторг корабля Середин:
— Наши товарищи, кто давно на лодке, помнят начало сорок второго года. Положение было куда труднее. Порой оно казалось просто отчаянным. Голодно, холодно, воды нет, не работает водопровод. А дать городу воду было необходимо, думаю, важнее в сто раз, чем решить ту задачу, что стоит сейчас перед нами.
В те незабываемые дни пришли к нам на лодку член Военного совета Ленинградского фронта секретарь горкома ВКП(б) А. А. Кузнецов, председатель Ленгорисполкома П. С. Попков. Во втором отсеке нашей «катюши» собрали они коммунистов. Кузнецов высказал просьбу быстро отремонтировать насосы водонапорной башни, ввести в действие другие системы, так как начинается весна, воду из Невы брать опасно, могут возникнуть эпидемии, случится что — от болезней погибнет множество ослабевших людей.
Мы решили создать две бригады. Одну возглавил мичман Леонович, другую я. Но бригады не сменяли друг друга, а работали параллельно, круглосуточно, отдыхая по 1,5—2 часа. Член Военного совета фронта приезжал к нам ежедневно. На десятый день, на полсуток раньше установленного жесточайшего по времени срока, насосы городской водокачки стали давать воду городу.
А. А. Кузнецов, помнится, сказал тогда подводникам: «Родина и Ленинград никогда не забудут ваш подвиг!» Давайте еще совершим, пусть не подвиг, просто нужное дело сделаем: здесь, в районе боевой позиции, введем лодку в строй. Золотые руки у многих. У мичмана Андреева, например.
— Да я хочу выступить, — поднялся с места старшина группы мотористов С. Е. Андреев. — Мои товарищи предлагают в первую очередь расходовать топливо из поврежденной цистерны, а ее швы из четвертого отсека зачеканить. Поработаю под ленинградским девизом: «Что может быть сделано, будет сделано. Что не может быть сделано, все равно будет сделано».
И он действительно совершил своими золотыми руками почти невозможное, то, что в пору доверить только заводу. Лодка была снова готова к бою. Снова, в который раз, помогла вера в людей. Травкину, всем морякам хотелось достойно отметить 27-ю годовщину Красной Армии и Флота. Об этом говорили и думали, когда 21 февраля вышли на позицию в Данцигской бухте. Враг словно ждал «К-52». Его корабли и самолеты двое суток беспрестанно гонялись за лодкой, то обнаруживали, то теряли ее, бомбили, вытесняя из района.
Причина оказалась вот в чем...
Подводная лодка «С-13», которой командовал Александр Иванович Маринеско, 30 января в Данцигской бухте атаковала и потопила шедший в сильном охранении транспорт «Вильгельм Густлов», водоизмещением свыше 25 тысяч тонн. На нем находилось 6 тысяч гитлеровцев, в том числе 3700 подводников. Ими можно было бы укомплектовать десятки экипажей подводных кораблей. Через несколько дней лодка с «несчастливым» номером отправила на дно транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением 14660 тонн с тремя тысячами гитлеровцев. Всего Маринеско и его боевые друзья уничтожили до 10 тысяч фашистских солдат и офицеров — целую вражескую дивизию. Гитлер приказал расстрелять командира конвоя. Все это стало известно Травкину значительно позже...
Зимний шторм обрушился на Южную Балтику. В такую, погоду не могли плавать вражеские корабли, и они ушли в базу. К концу дня 23 февраля — словно это был подарок подводникам — шторм стих. Лодка смогла идти в надводном положении на большой скорости и скорее отыскать цель. Травкин не сходил с мостика. Из рубки к нему торопливо поднялся радист. В радиограмме штаб бригады подводных лодок сообщал о конвое противника, направлении его движения, скорости. Иван Васильевич приказал изменить курс корабля, идти на сближение с противником.
Штурман лейтенант Жолковский доложил, что по расчетам встреча с конвоем произойдет в полночь в районе пересечения путей следования вражеских судов, идущих из Прибалтики к Померанской бухте (сейчас Поморская бухта). Когда приближалось расчетное время, командир «К-52», все находившиеся наверху моряки стали еще внимательнее вглядываться в ночную февральскую тьму.
— Товарищ командир, — снова доложил радист, — недалеко от лодки слышны переговоры на ультракоротких волнах.
— Стоп дизели, — распорядился Травкин. — Акустикам внимательно прослушать горизонт.
Через несколько минут гидроакустик Михаил Козловский доложил:
— Правый борт, курсовой тридцать, слышу шум винтов.
Командир лодки приказал повернуть на вражеский конвой, который, как оказалось, состоял из транспорта в 8—9 тысяч тонн водоизмещением и охранения — миноносцев и сторожевиков. Чтобы незаметнее подойти к конвою, Травкин решил атаковать из темной части горизонта на большой скорости.
— Три носовых торпедных аппарата, товсь! — приказал он.
Маневр «К-52» позволил ей остаться незамеченной. Пузыри воздуха — следы торпед — не видны ночью. Травкин неотрывно смотрел на светящуюся стрелку секундомера. «Как же медленно тянется время. Прошло 30 секунд, а кажется, много больше. Личные чувства — плохой хронометр», — думал он. На семидесятой секунде грянул взрыв на транспорте, на семьдесят пятой — на сторожевике. Это был блестящий удар. Одним залпом удалось торпедировать два корабля. Над морем запылали факелы.
Иван Васильевич понаблюдал, как тонут чужие корабли, и приказал погружаться. Победа в море не приходит сама. За нее борется весь экипаж во главе с командиром. Побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кто умнее, кто лучше знает обстановку и творчески использует закономерности боя. Так было в этом маленьком эпизоде большой всенародной войны.
Растерявшийся противник пришел в себя, и минут через пятнадцать за кормой лодки загрохотали взрывы глубинных бомб. Травкин резко развернул лодку влево, корабли противника прошли прежним курсом, шум их винтов удалялся, взрывы гремели далеко от «катюши». В центральном посту, видел Травкин, напряжение на лицах сменилось улыбками.
Капитан 3-го ранга подошел к переговорной трубе и обратился к экипажу:
— Поздравляю с боевым успехом. Потоплены транспорт и сторожевой корабль противника. Наша победа — отличный подарок 27-й годовщине Красной Армии и Флота. Отмечаю мастерские действия торпедного расчета первого отсека во главе с лейтенантом Бузиным и гидроакустика Козловского. Спасибо всем, товарищи, за службу!
Командир отделения гидроакустиков старшина 2-й статьи М. А. Козловский отличился и в последующие дни. На мою просьбу рассказать о событиях тех дней и о И. В. Травкине Михаил Андреевич ответил довольно подробным письмом:
«Чтобы стать хорошим гидроакустиком, прежде всего нужны музыкальный слух и большой труд. Все корабли при движении «поют» различно, как певцы, имеющие каждый свою «окраску» голоса, свой тембр. Гидроакустик — это упорная и длительная подготовка, изучение всех классов кораблей по их шумам, определение их скорости и расстояния до них. Я тренировался при любом удобном случае, когда лодка находилась на плаву.
Каждый выход в море для меня был ответственным событием. Радовался, что мне доверен грозный корабль. И. В. Травкин прислушивался к просьбам, понимал роль нашей службы. Как-то я сказал командиру корабля, что в надводном положении при работающих механизмах и волне более трех баллов очень трудно обнаружить цель на большом расстоянии. Попросил по моей просьбе останавливать дизели и давать возможность прослушивать горизонт. Иван Васильевич согласился. Такой способ наблюдения полностью себя оправдал. Из надводного положения потоплены несколько вражеских кораблей. Умел командир оценивать дельные предложения».
На помощь надводным кораблям немецкое командование послало подводную лодку. Гидроакустик обнаружил ее на значительной дистанции, и быстроходная «катюша» оторвалась от врага. Это был единственный выход, так как Травкин знал, что противолодочные фашистские субмарины недавно вооружены самонаводящимися торпедами, идущими на шум винтов. От таких торпед уклоняться крайне сложно. «К-52» атаковывали и вражеские самолеты. Пришлось уйти в запасной район.
Наступила весна, но март не принес тепла. По-прежнему стояла холодная, ветреная погода. По небу плыли черные, тяжелые облака, словно весенний март взял взаймы несколько дней у зимнего декабря. Лодку качало на крутой волне. Ночью Травкин разрешил раздавать обед (ужин выдавался утром, перед погружением лодки). Вдруг гидроакустик попросил не греметь посудой, соблюдать тишину. Вскоре он доложил:
— Девяносто градусов правого борта, шум винтов. Предполагаю транспорт. Слышны также другие шумы.
Травкин увеличил скорость корабля и всплыл на перископную глубину. Огромные волны подхватили лодку и легко, как палочку тростника, подняли к поверхности моря. Иван Васильевич снова увел корабль на глубину. Атаковать не удавалось. Выныривающую над лодку могли обнаружить корабли охранения. Командир «катюши» решил произвести бесперископную атаку на самую крупную цель по данным гидроакустической станции.
Козловский дал первый пеленг на транспорт. Затем доклады следовали через каждую минуту. Дивизионный штурман Наполеон Наполеонович Настай и корабельный — Евгений Александрович Жолковский делали расчеты по таблицам и на логарифмических линейках, остро отточенными карандашами прокладывали линии на карте, вели их к значкам, обозначавшим вражеские корабли.
И вдруг тревожный доклад акустика о шуме винтов подводной лодки. Уклоняться или продолжать атаку? Командиру часто трудно даются решения. Это было тоже не из легких. Травкин быстро взвешивал «за» и «против»: «До момента выпуска торпед, когда транспорт окажется на залповом пеленге, времени осталось уже немного. Неприятельская лодка пока на значительном удалении...» Решил продолжать атаку.
Был ли риск в таком решении? Конечно, и немалый. Ошибись гидроакустик в определении положения вражеской субмарины — можно получить торпеду в борт. Или просчитайся в чем-то штурман — неприятельский транспорт уйдет безнаказанно. Иван Васильевич верил в команду, в успех, и это определило успех боя. — Аппараты, пли!
Три торпеды пошли к цели. В эти секунды командир еще раз мысленно проверил, все ли верно сделал. Выходило, что верно. Но ведь это их первая бесперископная атака, поэтому он волновался. Успокоился, когда лодку тряхнуло и все услышали взрывы.
Уводя корабль с прежнего курса, Травкин нажал кнопку подъема перископа. Теперь он меньше боялся быть обнаруженным — дело-то сделано, да и надо бы увидеть результаты удара. Электромотор повел цилиндрическую штангу прибора вверх. Капитан 3-гр ранга прильнул глазом к резиновой оправе окуляра. Транспорта не было видно. На месте его гибели ходили сторожевики, видимо, подбирая людей.
Гидроакустик с тревогой сообщил о шуме винтов двух подводных лодок. Это была серьезная угроза, и Иван Васильевич поспешил увести корабль в другой район — к банке Южная Средняя. Там он положил корабль на грунт. Можно было перезарядить торпедные аппараты, дать отдохнуть экипажу, поесть и поспать самому.
Травкин сел у овального стола кают-компании, сделал записи о происшедшем за сутки и прошел в свою, располагавшуюся рядом каюту. Увидев, что кают-компания свободна, в нее зашли комсорг корабля Иван Васин, старший торпедист Александр Тарасенко и штурманский электрик Олег Баронов — готовить боевой листок. Он получился на славу: хорошо иллюстрированным, содержательным. Особенно понравилась командиру заметка моториста Ивана Никишина — его впечатления о бое.
Позже и Жолковский напишет о походе лодки:
Все пройдем, считая мили,
Курс на вест положит штурман,
Через штормы и туманы,
Через минные поля.
А потом радиограммы
Шлем с позиции далекой,
В них торпедные удары,
Счет потопленным врагам...
Утром 3 марта радист доложил командиру радиограмму о новом конвое. Лодка легла на курс сближения с ним, расчеты штурмана и командира показывали, что встреча с противником должна произойти в 17 часов. Но ни в 17, ни в 20, ни в 22 часа вражеский конвой не был обнаружен. Видимо, он зашел в какую-то базу.
На другой день наблюдатели заметили сторожевой корабль. Такая цель не была заманчивой для Травкина. Торпеды следовало расходовать расчетливо, чтобы нанести противнику наибольший урон. Об этом думал командир «К-52», пропуская сторожевик. Но не только об этом. «Почему корабль идет на восток? Возможно, он встречает конвой? Тогда сторожевик и выведет нас к нему. Ведь штаб не дает никаких новых данных... Наверно, в сложившихся условиях больше ничего не придумаешь».
Лодка пошла за сторожевиком, а когда стемнело, всплыла. Травкин ни на минуту не покидал мостик. Вдруг корабль противника сбавил ход. «Не заметили ли на нем чего, ведь шум работы двигателей на море разносится далеко», — подумал капитан 3-го ранга. Он увидел, что на сторожевике открылась дверь каюты и свет, скользнув по палубе, упал на заблестевшие волны. «Значит, не заметили, — с удовлетворением подумал Иван Васильевич. — Иначе бы строже соблюдали светомаскировку».
Здесь предоставим слово человеку, который обнаружил этот сторожевой корабль и наблюдал за ним, сигнальщику Николаю Александровичу Шведенко, в характеристику которого, как отменного сигнальщика, не поверил Травкин, когда принимал «К-52»: «4 марта перед полуночью над морем стояла густая темнота. Радист Иван Горюнов доложил, что слышит переговоры по радио, но неприятельские корабли обнаружить не удалось.
Я продолжал всматриваться в темноту и в разрыве между полосками тумана на гребне волны увидел продолговатый силуэт транспорта размером со спичечную коробку. Доложил командиру. Он и сам обладал прекрасным зрением, но увидел судно, когда подошли поближе. Взглянув в мою сторону, он сказал:
— Ну и глазищи!
С этого момента он полностью убедился в правоте Шулакова, стал в сложных и ответственных ситуациях меня на мостик вызывать».
Вскоре Травкин увидел второй транспорт. Сторожевик действительно привел лодку к конвою. Обстановка для атаки была самой благоприятной. «Катюша» не обнаружена, транспорты неплохо просматривались в светлой части горизонта.
Иван Васильевич прильнул к прицелу. Когда цель и визирная нитка ночного прибора торпедной стрельбы совпали, скомандовал:
— Залп!
Через минуту над транспортом выше его мачт поднялся огненный столб, послышался сильный взрыв. Теперь надо было уходить. Срочно погрузились, и почти сразу же акустик сообщил о шуме винтов сторожевого корабля и подводной лодки. Травкин приказал повернуть на лодку и увеличить глубину погружения. Таким маневром он уже не раз уходил от вражеских кораблей. Сторожевик, видимо, знает, где своя лодка, вряд ли там будет бомбить. Фашистские подводники тоже не ожидают, что наша лодка пойдет «к черту в зубы»...
Так «К-52» сумела вырваться и ушла в более спокойный район — к банке Южная Средняя, чтобы перезарядить аппараты, подготовиться к новым боям. К боям ночным. Так получилось, что во время похода лодка атаковывала противника только ночью. Объясняется это тем, что, опасаясь нашей авиации, враг проводил караваны судов из Либавы (Лиепаи) в Померанию только в темное время суток и при солидном охранении.
Ночь на 7 марта выдалась безлунной, темной, холодной. О таком времени говорят: «Не видно ни зги». Вся надежда на акустика. И он не подвел.
— Прямо за кормой миноносцы! — доложил Козловский.
Вражеские корабли были обнаружены в то время, когда продрогший Травкин спустился в кают-компанию выпить горячего кофе. В считанные секунды он снова оказался на мостике. Строем фронта шли три вражеских корабля. Иван Васильевич решил оторваться от противника и затем атаковать. Приказал готовить к стрельбе и носовые, и кормовые торпедные аппараты. Лодка заняла выгодную позицию и легла на боевой курс. Когда первый миноносец попал в прицел, капитан 3-го ранга скомандовал:
— Кормовые аппараты, пли!
Но не всегда получается так, как задумано. Командиру вдруг доложили, что торпеды вышли из носовых аппаратов. Что же произошло? С этим Травкин решил разобраться позже. Быстро сманеврировав, он приказал произвести залп из кормовых аппаратов и срочно уходить на глубину. В лодке капитан 3-го ранга увидел, как уверенно старшина группы Павел Перевозчиков орудует маховиками клапанов, устраняя дифферент. Травкин тронул мичмана за плечо:
— Спасибо, Павел Петрович!
Подорванный вражеский миноносец потерял ход. Другие корабли ПЛО пошли неподалеку друг от друга и непрерывно бомбили. Иван Васильевич понял: вытесняют его лодку из района. Атаковать их он не мог. «К-52» была безоружной. Он передал в штаб радиограмму о появившихся шести транспортах, их курсе и скорости, положил корабль на грунт для перезарядки торпедных аппаратов и стал разбираться, почему дали залп с носа, а не с кормы.
Оказалось, что поручили свободному во время атаки фельдшеру, обладателю зычного голоса, дублировать команды. Тот пришел из экспедиции по подъему затонувших кораблей перед походом, еще не усвоил организацию службы на лодке. Как пошутил кто-то из экипажа, знал только, что не надо выписывать дров для топки компаса. Он то ли не понял, то ли не расслышал команды, толково объяснить происшедшее не смог.
Травкин начал распекать фельдшера, но вспомнил еще об одном случае с этим полным, медлительным человеком. Однажды по команде: «Срочное погружение!» — все, кто был наверху, на палубе, бросились к рубочному люку. От того, как скоро уйдут в лодку люди, зависит быстрота погружения, значит, жизнь корабля и экипажа. Фельдшер первым оказался в люке и застрял. Сверху на него давили два сигнальщика и вахтенный офицер. К тому же медик зацепился бушлатом за какой-то выступ. Под тяжестью четырех тел бушлат порвался, и неудачник грохнулся на металлический настил. Пострадавшему пришлось самому себе оказывать помощь.
С тех пор фельдшер проскакивал рубочный люк побыстрее самых резвых краснофлотцев. Дело, конечно, не только в «моральном факторе», пришлось изрядно потренироваться.
Теперь, наверно, он ждал еще каких-то резких слов от командира, но тот заулыбался, махнул рукой: хорошим подводником за один поход не станешь...
А те, кто были хорошими, бывалыми подводниками, кто в боях с врагом заслужил честь эту, в походах становились коммунистами. К маю 1945 года в этом походе, где было одержано четыре победы, партийная организация приняла в свои ряды еще 7 человек: командира отделения Александра Солодова, электриков Василия Чубакова, Ивана Васина, моториста Алексея Кондрашова, комендора Николая Обозного и других. Все молодые коммунисты поклялись оправдать доверие, не жалеть сил и знаний для скорейшего разгрома врага.
На заседании выступил член партийного бюро И. В. Травкин. Он говорил о том, что день вступления в партию, членом которой состоял великий Ленин, это память навсегда, на всю оставшуюся жизнь. Текущий год для вступающих в партию особый. Год 75-летия со дня рождения В. И. Ленина, год предстоящей победы над фашистской Германией, ведь наши войска на подступах к Берлину.
— Особо хочу сказать, — добавил капитан 3-го ранга, — о нашем комсорге Васине. Принимая его, мы не просто открываем двери в наш партийный дом еще одному достойному человеку, этим мы укрепляем связь парторганизации с корабельной комсомолией, людей более зрелого возраста с молодежью. Поэтому готов голосовать за принятие в наши ряды Ивана Васина обеими руками...
Еще в марте в районе, где находилась лодка Травкина, фашисты провели сильное «профилактическое» бомбометание. С разных сторон из кипящего от взрывов моря подходило к подводному кораблю эхо грозных ударов. Пришлось уходить. Необходимо было перезарядить также торпедные аппараты и поточнее определить свое место для того, чтобы лечь на грунт.
На походе сменились вахтенные, и сигнальщик Шведенко направился отогреться. В пятом отсеке у дизелей всегда, когда лодка идет в надводном положении, тепло. Сюда, к карте района похода, собирались те, у кого выдавалась свободная минута. Поскольку сигнальщики находятся на мостике, видят и знают обстановку, они желанные гости в чреве корабля. Вот и Шведенко, сменившись, пошел в пятый отсек. Не успел отогреться — прибыть на мостик к командиру.
— Для точного определения надо обнаружить огонь маяка на Готланде, — поставил задачу Травкин. — В вас верю.
Шведенко забрался на самую высокую точку лодки — ее высота 11 метров, держался на полукруглой обледенелой палубе рубки, уцепившись за поручни обтекателя. Шторм достигал восьми баллов. Моряка обдавало ледяной водой, сквозь одежду к телу пробирался ветер. Травкин дал команду чаще менять сигнальщику перчатки. Оказалось, что снять их, обледеневшие, скользкие, не так просто. Ночь была мглистая, быстро двигались облака.
Сейчас Шведенко не помнит, сколько сменил пар перчаток, помнит, что больше всего боялся сорваться, подвести командира и товарищей. Он заметил проблески сначала на низких облаках. По указанному им курсу пошли к острову, сориентировались по маяку, определили поточнее свое место и легли на грунт.
Перезарядив торпедные аппараты, лодка вернулась в отведенный ей для действий район. Плыли в надводном положении. На мостике — Травкин, вахтенный офицер и помощник командира корабля старший лейтенант Н. И. Пенькин. Неотрывно смотрели вокруг сигнальщики старший матрос Николай Шведенко и матрос Николай Климов.
— Товарищ командир, вы не забыли, что сегодня Восьмое марта? — убедившись, что все спокойно, спросил Шведенко. — Хорошо бы преподнести боевой подарок нашим женщинам. Торпедисты уже написали на торпедах: «За славных советских женщин!»
— Помню, Шведенко, о празднике, помню. Если найдем противника, то подарок нашим труженицам обязательно преподнесем. Зорче наблюдайте, от вас ведь очень многое зависит.
Высокий Шведенко выпрямился, словно для того, чтобы дальше видеть, и приставил к глазам бинокль. Иван Васильевич вспомнил блокадные месяцы. Он с шофером ехал по заснеженным улицам Ленинграда неподалеку от военно-морского госпиталя. Руку подняла, остановила машину женщина в широком темном пальто, до пояса укутанная поверх него серым платком. Несмотря на такую одежду, нетрудно было определить, что она в положении.
— Куда вам? — спросил Травкин.
— В госпиталь к мужу. Тяжело ранило его, повидаться хочу.
— Куда уж вам, дома бы сидели! — глядя на худющее, изможденное лицо, сказал Иван Васильевич. — Чем вы ему поможете...
— Нет, надо его подбодрить. Я-то все вытерплю.
Женщина прикрыла глаза. Отдыхала. У госпиталя Травкин тронул ее за руку.
— Вот и приехали. Вам помочь?
Рука была холодная. Вдвоем с шофером они вынесли незнакомую женщину из машины. Снежинки падали на ее лицо и не таяли — на мертвых лицах снег никогда не тает.
«И за эту женщину, за другую жизнь, что погибла в чреве матери, — подумал он. — Надо мстить и мстить.
Все правильно написали на торпедах моряки... А как мои родные женщины — жена, дочки? С моря письмо не пошлешь. Поди, сильно беспокоятся».
От размышлений командира оторвал рулевой-сигнальщик Шведенко:
— Правый борт, курсовой сорок, силуэты кораблей!
Иван Васильевич повел лодку в темную часть горизонта, одновременно приближаясь к конвою. В походном ордере шли три транспорта в охранении четырех сторожевых кораблей. Перед тем как атаковать, «катюша» двинулась параллельно конвою, чтобы точнее определить его курс и скорость...
Судно в четыре — пять тысяч тонн водоизмещением приближалось к нити ночного прицела. Когда она пришлась на переднюю мачту, Травкин скомандовал:
— Носовые аппараты, пли!
Взрыв прогремел через семьдесят семь секунд. Над транспортом поднялся столб огня и пара. Лодка быстро погрузилась и увеличила скорость. Все же вражеские сторожевики сумели найти ее. Вокруг «К-52» загремели взрывы. Корабль сильно тряхнуло. Рос дифферент на нос, полетели по палубе все не закрепленные предметы.
Иван Васильевич боялся за подготовленные к зарядке в аппараты торпеды. Сдвинувшись с мест, они могли ударить по дифферентной цистерне и пробить ее. Тогда лодка окончательно потеряет остойчивость, может случиться катастрофа. Но этого не произошло. Рискуя быть придавленными, старшина команды торпедистов Василий Крестин и торпедист Александр Тарасенко намертво закрепили семиметровые двухтонные сигары.
Травкин мгновенно сориентировался, что делать: приказал дать воздух в носовую группу цистерн, чтобы облегчить нос лодки, и обоими двигателями работать «полный назад». Лодка выровнялась. Причина дифферента оказалась в том, что от близких взрывов глубинных бомб горизонтальные рули заклинило в положении на погружение. Рулевой-горизонталыцик Морозов стал управлять вручную.
Когда корабли охранения потеряли «катюшу», она всплыла на поверхность Балтики. Иван Васильевич поднялся на мостик и подставил ветру лицо. Прохладный влажный воздух бодрил, словно прибавил сил. Травкин направил командиру бригады телеграмму: «Потоплено пять кораблей противника. Торпедирован миноносец. Боезапас на исходе. Прошу указаний». Комбриг поздравил с победой и разрешил следовать в Хельсинки.
От экипажа капитан 3-го ранга всегда требовал при возвращении с моря проявлять особую бдительность, не думать, что поход окончен, хотя и ушли с позиции. В беседах с моряками командир не раз приводил примеры, когда корабли блестяще выполняли задания, люди возвращались в базу усталые, снижали внимание при несении вахт. До дома-то близко. А ближе оказывалось дно. Помня все это, моряки «катюши» не позволяли себе расслабляться и сумели предотвратить беду.
Утром 11 марта, когда «К-52» уже подходила к шхерам, глазастые сигнальщики вовремя и на значительном расстоянии обнаружили рубку подводной лодки. Травкин в тот же момент увеличил скорость и повернул на противника. Пенящиеся струи винтов торпед прошли вдоль бортов его корабля. Метко выстрелили фашистские подводники, но еще лучше сманеврировал наш командир.
В базе, будто по заказу, ласково, приветливо сияло солнце. Моряки «К-52» давно не видели его — всплывали ночью, днем находились под водой. Торжественно встречали на берегу победителей. Когда Травкин доложил новому комбригу Курникову о походе, Лев Андреевич слегка прищурил глаза, словно в них заглянуло не весеннее, мартовское, а летнее, июньское солнце, спросил:
— Не жалеете, что в прошлом году настояли на вашем переводе с «щуки»?
— Солдат место службы не выбирает. А вот с кем служить... Люди на обеих лодках отличные, настоящие советские. Что же теперь жалеть.
— Ну и прекрасно. Собирайтесь в Кронштадт. Там сейчас командующий флотом, вызывает вас.
Владимир Филиппович Трибуц дружески обнял Травкина, поздравил с победами, попросил подробнее рассказать об атаках. Командир «К-52» понимал, сколь дорого командующему время, знал и другое — его опыт будет принят на вооружение другими кораблями, поэтому довольно подробно рассказал о походе.
Адмирал Трибуц лишь изредка уточнял детали, спрашивал о боевых качествах нового корабля, о тактических приемах. Как понял Травкин, командующий был доволен беседой.
— Что помогало побеждать? — спросил он.
— Побеждали люди, их мастерство и выучка. И еще, может, это не для командующего флотом, но скажу. Мы были уверены, что останемся живы.
— Почему же не для комфлота? — улыбнулся Трибуц. — Кто в себя не поверил или испугался, наполовину бой проиграл. Моральный фактор это и по моей части.
Иван Васильевич промолчал, а Трибуц продолжил:
— Засчитываю вашему экипажу потопление четырех транспортов и одного боевого корабля. На рубке можете написать цифру пять. Весь экипаж наградим орденами. Будем завершать войну, — закончил беседу адмирал.
В послевоенные годы Владимир Филиппович Трибуц напишет в своих мемуарах «Балтийцы сражаются»: «С победой вернулась из боевого похода и подводная лодка «К-52»... Травкин «был большой мастер подводных атак. Любая его атака представляла тактический интерес, изобиловала множеством интересных деталей, по которым нетрудно представить себе творческий портрет ее автора. Так было и в данном случае».
Не правда ли, весьма высокая оценка скупого на похвалу командующего Балтийским флотом!
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |