Боевые действия Ладожской военной флотилии развертывались в сложных условиях. В начальный период войны она была усилена боевыми кораблями Балтийского флота, судами Балтехфлота и Северо-Западного речного пароходства, переоборудованными в канонерские лодки, тральщики и военные транспорты. Одновременно с формированием флотилия вела боевые действия, создавала условия для базирования сил и частей, осуществляла перевозки, принимала активное участие в строительстве портов и причалов, их развитии и оборудовании. Все это осуществлялось в труднейших условиях, когда движение кораблей и судов просматривалось и контролировалось противником с воздуха, а в отдельных районах и с берега.
На побережье не затихали бои. Ладожской флотилии приходилось одновременно взаимодействовать с войсками трех фронтов - Ленинградского, Волховского и Карельского. В штабах фронтов и армий, а иногда и некоторых действовавших на побережье дивизий находились офицеры связи флотилии, а в штаб на период совместных действий выделялись представители от взаимодействующих с ней объединений и соединений. Флотилии то и дело приходилось поддерживать артиллерийским огнем фланги стрелковых войск, самой систематически отбиваться от вражеских ударов. Но сил для решения всех задач было недостаточно.
После захвата гитлеровцами Шлиссельбурга штаб флотилии перебазировался в Осиновец, а немного позднее - в Новую Ладогу. 13 октября 1941 г. в должность командующего Ладожской флотилией вступил капитан I ранга В. С. Чероков [1]. Первое время много труда и времени потребовали вопросы управления и связи. Частые перебазирования (Лахденпохья, Сортавала, Шлиссельбург, Осиновец, Новая Ладога), поспешные отходы с потерями или уничтожением материальных ценностей, отсутствие причального фронта, ремонтных и складских помещений, слабая вооруженность кораблей и плавсредств, недостаточность вспомогательных судов и транспортных средств, нехватка всех видов снабжения и, самое главное, всех видов топлива для кораблей вызывали большие трудности и отрицательно влияли на боевую деятельность флотилии.
Ладожское озеро, где действовали корабли флотилии, является одним из крупнейших озер мира и самым большим озером Европы. Его длина составляет более 200 км, ширина - почти 140 км. Наибольшая глубина - 230 м. Климат в районе озера мягкий, влажный, с малым числом ясных дней. Чистое небо над озером, как правило, бывает лишь в июне-июле. Вода - пресная, прозрачная, приятная на вкус. Площадь бассейна - 17 700 кв. км, с островами - 18 135, протяженность береговой линии - 1147 кв. км [2].
Ладога - очень неспокойное озеро. Штормы возникают на нем внезапно, они небезопасны даже для озерных барж и продолжаются до четырех и более суток, часто силой более 8 баллов. Господствуют здесь ветры западного направления. Штормы приходятся чаще всего на осенний и весенний периоды. Густые туманы над озером характерны для весны и осени, но случаются они нередко и летом. Осень длительная, особенно в южной части озера. Ледовый режим сложный, сначала образуется береговой припай, потом идет нарастание льда на банках и отмелях, с наступлением морозов оно распространяется к центру. Наибольшая толщина льда (более метра) в марте. Продолжительность ледостава - от 120 до 185 дней. Морозы на озере преимущественно неустойчивые.
Берега северной и северо-западной части озера скалистые, высокие, большинство из гранита, попадаются из сиенита и мрамора, изрезаны фиордами, много островов. В южной части озера, где проходили коммуникации фронта, три губы: Шлиссельбургская, Волховская и Свирская. Здесь озеро неглубокое, много отмелей, уходящих далеко в глубь озера, подходы к берегу труднодоступны. Поэтому плавать приходилось на большом удалении от берега.
Период белых ночей (май-июль) затруднял скрытные переходы кораблей и судов и огневую поддержку приозерных флангов армий. Авиация противника и его береговые посты в это время вели круглосуточную разведку и наблюдение за нашими кораблями.
Заняв Шлиссельбург, гитлеровцы пытались с ходу форсировать Неву, переправиться на ее правый берег, соединиться с финскими войсками и завершить окружение Ленинграда. Но планы их были сорваны. Одной из преград на их пути явилась крепость Орешек [3]. Как и в далекие петровские времена, она снова вписала блистательную страницу в историю боевой славы нашей Родины. Крепость была отделена от противника узкой полосой воды всего около 200 м, однако гитлеровцы так и не смогли преодолеть ее. 490 дней гарнизон крепости не только оборонялся, но и наносил" ощутимые удары по врагу.
В этот же период Ладожская флотилия совместно с подчиненным ей Северо-Западным речным пароходством сняла оказавшиеся в. тяжелых условиях три дивизии: 168-ю стрелковую из района Сортавала, 142-ю стрелковую и 198-ю мотострелковую из района Кексгольма вместе с частями пограничников [4]. Эвакуация этих дивизий в полном составе с вооружением, техникой и тылами, а также большого количества гражданского населения явилась, пожалуй, первой операцией подобного рода на озерном театре военных действий.
В сентябре немецко-фашистские и финские войска вынуждены были перейти к обороне. Войска 23-й армии Ленинградского фронта закрепились на Карельском перешейке, их правый фланг упирался в Ладожское озеро в районе поселка Топпари, а войска 7-й Отдельной армии остановили финнов на рубеже р. Свири.
Перед флотилией была поставлена задача обеспечить перевозки по Ладожскому озеру из Новой Ладоги и Волховстроя в Ленинград с основным перевалочным пунктом в Осиновце. Одновременно флотилия выполняла и другие задачи: поддерживала оперативный режим на театре, обеспечивала разведку, артиллерийскую поддержку флангов 23, 7-й Отдельной и 54-й армий, а также 32-го укрепленного района, проводила набеги на районы базирования сил противника, уничтожала силы его флота, высаживала тактические десанты, перебрасывала войска по озеру, во взаимодействии с соединениями и подразделениями сухопутных войск осуществляла противодесантную оборону побережья, прикрывала со стороны озера коммуникации, конвоировала корабли и транспорты с грузами [5].
Первая военная навигация Ладожской военной флотилии протекала в осенний штормовой период под непрерывным воздействием противника с воздуха, воды и суши. Удары вражеская авиация сосредоточивала по районам погрузок и разгрузок, по боевым кораблям, канонерским лодкам и сторожевым кораблям. Они наносились почти ежедневно по два-три раза группами в составе от трех до двенадцати самолетов.
Об этом свидетельствует запись в вахтенном журнале канонерской лодки "Бира", характерная для того времени: "9 октября - 6 налетов авиации противника; 10 октября - 6 налетов; 11 октября - 5 налетов; 12 октября - 4 налета; 13 октября - 5 налетов; 14 октября - 4 налета; 17 октября - 5 налетов". Отражая их налеты, артиллеристы-зенитчики систематически повышали свое боевое мастерство и бдительность. Сигнальщики вовремя обнаруживали и докладывали о появлении вражеских самолетов [6].
Основным боевым ядром флотилии были канонерские лодки, сведенные в два дивизиона. Первым командовал капитан II ранга Н. Ю. Озаровский - опытный моряк, активный участник гражданской войны и легендарного перехода кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт, участник боев с белогвардейцами на Нарвском фронте, а в последующем - на кораблях Волжско-Каспийской флотилии.
На должность командира вторым дивизионом был назначен капитан-лейтенант В. С. Сиротинский. Несмотря на молодость, он быстро освоил специфику и условия плавания на канонерских лодках, хорошо понял стоящие перед дивизионом задачи и всегда стремился успешно их выполнить.
Охрану водного района Главной базы флотилии возглавлял вначале капитан I ранга М. С. Клевенский - человек исключительной энергии. Его сменил командир дивизиона сторожевых катеров "малых охотников" капитан III ранга П. А. Куриат - смелый и инициативный офицер, умевший воодушевить подчиненных на выполнение поставленных задач. С мая 1943 г. на эту должность вступил капитан I ранга Н. И. Мещерский - опытный моряк-оператор. Военно-морскую службу он начал еще в 1916 г. [7] Группа сторожевых кораблей находилась под командованием капитана III ранга К. М. Балакирева, очень волевого командира. Перевозки в Ленинград и эвакуация из него населения и промышленного оборудования осуществлялись главным образом благодаря дивизиону тральщиков из состава охраны водного района Главной базы. Тральщики несли дозорную службу, вели противоминное наблюдение и траление, готовили огневые позиции для артиллерийских кораблей, осуществляли конвоирование, буксировали баржи с грузами, сами перевозили грузы и людей. Командовал ими старший лейтенант М. П. Рупышев, в прошлом моряк торгового флота, штурман дальнего плавания.
Большую роль в воинских перевозках, особенно в вывозе из Ленинграда детей, стариков, женщин, раненых и больных, сыграл отряд транспортов под командованием энергичного и решительного командира капитан-лейтенанта В. П. Белякова, имевшего большой опыт плавания на кораблях Краснознаменного Балтийского флота. За короткий срок он сумел сколотить вверенный ему боевой отряд. В сентябре 1943 г. Беляков был направлен на учебу в Военно-морскую академию и в командование отрядом вступил капитан II ранга М. О. Котельников.
Перевозки по озеру вместе с военными моряками осуществляли речники Северо-Западного речного пароходства под руководством заместителя начальника пароходства А. Н. Новоселова (одновременно исполнявшего обязанности помощника командующего Ладожской военной флотилией по судам пароходства), а также главного диспетчера пароходства Л. Г. Разина [8].
В первый же день после вступления в командование флотилией В. С. Черокова вызвал командующий 7-й Отдельной армией генерал армии К. А. Мерецков. Командарм коротко обрисовал обстановку, подчеркнул слабое огневое оснащение войск армии, отметил важную роль Ладожской флотилии в обеспечении флангов 23-й и 7-й армий, и в частности значение действий наших кораблей - канонерской лодки "Лахта", бронекатеров БК-99, БК-100 и сторожевого катера МО-205, находившихся на левом фланге его армии. При отходе наших частей на новые оборонительные рубежи эти корабли своим огнем подавляли артиллерийские и минометные батареи, разрушали переправы, уничтожали живую силу и транспортные средства противника. Эти корабли должны были оставаться на флангах армии [9].
Через несколько дней из Осиновца сторожевой корабль "Конструктор" доставил в Новую Ладогу полученные от ленинградских заводов минометы и автоматы. Затем они были перегружены на баржи и переправлены в населенный пункт Свирицу.
В середине октября положение на волховском направлении резко обострилось. Противник прорвал оборону и, несмотря на большие потери, развивал наступление на тихвинском и волховском направлениях в сторону р. Свири. В этот период командующий флотилией получил приказ командующих Ленинградским фронтом и Краснознаменным Балтийским флотом срочно перебросить с западного на восточный берег Ладожского озера 44-ю и 191-ю стрелковые дивизии и 6-ю отдельную бригаду морской пехоты с целью усиления войск 4-й и 54-й армий.
В эти тревожные дни командующий флотилией по просьбе командующего 54-й армией генерал-майора И. И. Федюнинского снял с нескольких боевых кораблей автоматы ДШК и часть личного состава и направил их в распоряжение армии для усиления войск, которые вели тяжелые бои на волховском направлении.
Обстановка на озере была исключительно сложной. Стояла штормовая погода. Не успела она стихнуть, как начались морозы и у берегов стал нарастать припай льда, что резко снижало темпы перевозок. Районы сосредоточения войск и кораблей усиленно бомбила авиация противника. Для осуществления управления перевозками пришлось развернуть выносной командный пункт в Осиновце. Перевозки начались 24 октября 1941 г. В первые же дни дала себя знать нехватка транспортных средств. График движения и погрузка судов из-за ударов авиации нарушались в большей степени, чем это ожидалось. На темпы движения отрицательно влияло и резкое похолодание. Все это заставило командование флотилии изменить район доставки войск, перенацелить корабли на населенный пункт Леднево (неподалеку от Кобоны). Причалы здесь отсутствовали, и войска приходилось высаживать прямо в ледяную воду, в шугу. 4 ноября переброска войск была закончена, а 8-го были перевезены и их тылы. Всего на восточный берег были доставлены 20 334 бойца, 129 орудий, больше сотни танков, автомашин и тракторов и около 1000 лошадей [10]. Оперативное задание флотилия выполнила.
Выгруженные войска немедленно направлялись на передовую и с ходу вступали в бой. Стрелковые дивизии включились в боевые действия на подступах к Тихвину, а бригада морской пехоты - на подступах к Волхову.
Одновременно с транспортировкой войск и грузов Ленинграду корабли почти ежедневно участвовали в подавлении опорных пунктов противника на южном берегу озера перед фронтом 54-й армии, осуществляли артиллерийские удары по скоплению войск в Шлиссельбурге, в районах Рабочий поселок № 5, Синявино, Бугры и Липка. Удары кораблей координировались с действиями 302-го отдельного артиллерийского дивизиона флотилии (под командованием полковника М. И. Туроверова), расположенного на правом берегу Невы в районе Морозовка, Шереметьево.
В боевых действиях флотилии большую помощь оказывали балтийские летчики и личный состав противовоздушной обороны ладожского района, прикрывавшие ее и охранявшие ладожские коммуникации. Успеху действий кораблей по береговым целям во многом способствовали офицеры связи и корректировочные посты.
С занятием противником Тихвина пришлось срочно проложить обходную фронтовую шоссейную дорогу к Новой Ладоге. Она строилась в неимоверно трудных условиях, по проселкам и тропинкам тихвинских лесных чащоб.
В ноябре на Ладожском озере началось быстрое нарастание льда. С 15 по 18 ноября 1941 г. группа гидрографов под командованием лейтенанта Е. П. Чурова произвела первую ледовую разведку на участке Осиновец-Кобона для решения вопроса о возможности прокладки ледовой трассы. Обходя трещины и промоины, часто ползком, проваливаясь, используя лыжи вместо настила, продвигались моряки вперед, обозначая будущую ледовую трассу вехами и замеряя толщину и прочность льда [11]. В своей работе они широко использовали приобретенный еще во время советско-финской войны богатый опыт в прокладывании и обслуживании ледовых трасс на Ладоге. Разведку будущей ледовой трассы осуществлял и отряд 88-го мотострелкового батальона инженерных войск Ленинградского фронта под руководством военного техника II ранга Л. Н. Соколова.
20 ноября на лед вышли первые санные отряды с продовольствием, а 22 ноября прошла первая автоколонна. Так начала действовать знаменитая ледовая трасса на Ладоге. В ее обороне принимали участие моряки Ладожской флотилии. С помощью флота был сформирован Ладожский ледово-дорожный отряд, который совместно с дорожниками осуществлял навигационное оборудование ледовой трассы и вел наблюдение за состоянием льда. Аварийно-спасательная служба флота и флотилии, возглавляемая соответственно капитаном I ранга М. Н. Чернецким и капитаном III ранга П. Г. Серебряковым, самостоятельно или совместно с путейцами технического участка (начальник - В. К. Шуприцкий) обеспечивали подъем провалившихся под лед автомашин, танков и грузов. Эти же службы помогали вытаскивать танки, нередко вязнувшие в Синявинских болотах в ходе боевых действий.
С воздуха ледовую трассу прикрывали зенитчики флотилии, авиация флота и фронта совместно с Ладожским бригадным районом противовоздушной обороны под командованием генерал-майора артиллерии С. Е. Прохорова.
В декабре начался зимний судоремонт. Несмотря на сильные морозы, на отсутствие многих запасных частей, которые приходилось изготовлять в примитивных мастерских, корабли флотилии были вовремя отремонтированы и встретили вторую навигацию во всеоружии. Судоремонтные мастерские одновременно оказывали большую помощь в восстановлении боевой техники соединениям и частям фронта. В мастерских ремонтировали корабли, суда и катера, орудия и пулеметы, переоборудовали суда в тральщики и транспорты, ремонтировали танки, автомашины, изготовляли интендантское оборудование и т. д.
Зимой 1941/42 г. инженерные и строительные части Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского флота, гражданские организации Ленинграда (Балтехфлот, Метрострой, Северо-Западное речное пароходство, Октябрьская железная дорога и др.) вели большие работы по строительству причалов на совершенно необорудованном побережье, углубляли дно на подходах к ним, особенно в районах Кобоны и Осиновца. Немецко-фашистское командование, наращивая удары авиации и артиллерии, прилагало все усилия, чтобы сорвать эти работы, и нашим саперам не раз приходилось начинать сызнова.
Огромный трудовой героизм проявили ленинградские рабочие, которые, несмотря на голод и холод, отсутствие воды и света, построили и доставили на озеро десятки барж, более сотни катеров и тендеров. На берегу речки Валгомы при ее впадении в Сясь на базе эвакуированного Сясьского бумажно-целлюлозного комбината под руководством речников Северо-Западного пароходства была создана верфь и развернулось строительство деревянных барж. В течение года были построены 31 деревянная баржа общей грузоподъемностью 350 т каждая и 14 металлических барж грузоподъемностью от 600 до 800 т. Кроме того судостроители спустили на воду более 100 небольших самоходных тендеров грузоподъемностью 15-25 т [12].
22 марта ледокольный буксир Балтехфлота совершил свой первый рейс, пробивая лед и торосы, прокладывая путь взрывчаткой и пешнями. От Осиновца до Кобоны он шел почти сутки, хотя по чистой воде на это потребовалось бы менее часа. Навигация 1942 г. была открыта. По озеру пошли корабли, транспорты и самоходные суда, а вслед за ними и караваны буксируемых судов. Корабли флота возобновили боевые действия.
С помощью личного состава флотилии, Северо-Западного речного пароходства и эпроновцев [13] Краснознаменного Балтийского флота по дну озера в Шлиссельбургской губе были проложены бензопровод, электро- и телефонный кабели. 18 июня по трубопроводу пошли первые тонны горючего, а в сентябре Волховская ГЭС по подводному кабелю подала в город электроэнергию.
Немецко-фашистское командование с самого начала навигации осуществляло массированные удары по ладожской коммуникации. Только за три дня (27-29 мая) по кораблям, судам, военно-морским базам и портам Ладоги удар нанесли до 500 вражеских самолетов. В налете на порт Кобону 28 мая участвовали около 80 бомбардировщиков и 24 истребителя. Но жизнь и боевая деятельность на Ладоге не прекращались ни на одну минуту. Немецко-фашистское командование перебросило на Ладожское озеро 6 минных заградителей, 30 тяжелых и легких штурмовых десантных барж, предназначенных для форсирования Ла-Манша. Итальянцы доставили на озеро 4 торпедных катера, а финны выделили торпедный катер, небольшие транспорты и разъездные катера [14].
Нашим авиационным разведчикам удалось установить пункты базирования десантных барж. В основном они использовали шхерные районы северной части Ладожского озера: Сортанлахти, Кексгольм, Кивисальми, Лахденпохья и Сортавала. Десантные баржи располагались рассредоточенно, умело применялась маскировка. Самоходные десантные баржи как в боевых действиях, так и в боевой подготовке тесно взаимодействовали с истребительной авиацией. Самостоятельно десантные баржи выходили в озеро лишь в исключительных случаях и при явно нелетной погоде.
Разведку противника на озере, кроме авиации, вели сторожевые катера - малые охотники. Они систематически совершали выходы к занятому противником побережью, имея задачу взять языка, уточнить состав сил и средств противника, расположение, дислокацию кораблей и береговых батарей, а также намерения врага.
Так, в ночь на 25 августа три сторожевых катера: МО-206 старшего лейтенанта И. П. Волошенко, МО-213 старшего лейтенанта И. И. Воронина и МО-215 старшего лейтенанта Н. П. Епихина - подошли к острову Верккосари [15]. Отшвартовавшись у вертикального обрывистого берега, катера высадили группу моряков, которые прочесали остров. Установив, что на нем никого нет и оставив наблюдателя на деревянной вышке, моряки замаскировали катера маскировочными сетями и растительностью. Личный состав катеров находился в постоянной готовности сбросить маскировку, отдать швартовы и отойти от берега.
На вторые сутки пребывания в засаде в шести милях от острова был обнаружен разъездной катер под финским военно-морским флагом, следующий в южном направлении. На сторожевых катерах была сыграна боевая тревога, заработали телеграфы, раздались команды и доклады. И, сбросив маскировку и еще не прогрев полностью моторы, катера полным ходом ринулись наперерез противнику. Пулеметной очередью боцман катера МО-213 главный старшина А. Т. Емельянов прошил рубку вражеского катера Е-32, после чего находившимся на нем двум финским военным морякам пришлось сдаться в плен. Трофейный катер был взят на буксир советским сторожевым катером, который лег на курс следования в Новую Ладогу [16]. На катере Е-32, который наши матросы тут же окрестили "Маннергеймом", были обнаружены финские карты различных районов озера, вахтенный журнал и личное оружие матросов. Оказалось, что они шли за своим командующим в бухту Сортанлахти. Показания пленных позволили уточнить состав сил и средств противника на озере, сроки прибытия немецких десантных барж и итальянских торпедных катеров, расположение береговых батарей и постов наблюдения в районе Ланденпохья.
Не менее дерзко действовала в районе того же острова и другая группа сторожевых катеров: МО-201 старшего лейтенанта П. С. Колесника и уже упоминавшиеся МО-213 и МО-215. Группой командовал капитан III ранга П. А. Куриат. На рассвете 1 сентября с вышки на острове они наблюдали маневрирование отряда вражеских судов, состоявшего из 11 десантных барж, вооруженных 100-мм орудиями, двух торпедных и нескольких сторожевых катеров. Такое количество судов, вооруженных артиллерией, подтвердило данные о том, что противник создал на озере флотилию. Учитывая многократное превосходство врага, капитан Куриат принял решение в бой не вступать, а продолжать наблюдение за районом [17].
В этот же день с наблюдательного пункта был обнаружен итальянский торпедный катер. Шел он из района Сортанлахти в сторону Кексгольма. По сигналу боевой тревоги катера МО-201 и МО-215 полным ходом пошли на сближение с ним. Старший лейтенант П. С. Колесник вышел на перерез торпедному катеру, а старший лейтенант Н. П. Епихин стал заходить с кормы.
Как только от острова отошел катер МО-213, снимавший с берега наблюдателей, раздался взрыв торпеды, ударившейся о скалу. Выпустив ее, командир вражеского торпедного катера резко повернул к берегу под прикрытие своих батарей. Наши сторожевые катера открыли огонь и с первых же выстрелов добились прямого попадания: катеру были нанесены тяжелые повреждения. В это время в районе боя появились сначала два, а потом из-за облаков вынырнули еще пять фашистских истребителей типа "Бристоль". Вражеские береговые батареи с мыса Куркиниеми и района Кексгольма открыли огонь. Вскоре в воздухе появилась еще одна пятерка истребителей противника. На наших катерах были раненые, от зажигательных снарядов на МО-213 и МО-215 возникли пожары, но умелыми и решительными действиями личного состава они были быстро ликвидированы. На катере МО-213 загорелся кранец со снарядами, однако его вовремя успели выбросить за борт. Сторожевые катера, прикрываясь дымовыми завесами, отошли за пределы дальности огня береговых батарей противника и, приведя себя в порядок, взяли обратный курс. В бою был сбит один самолет, который упал в озеро.
Героизм проявили в этот день главные старшины А. Ф. Белоголовцев, А. Т. Емельянов, старшины I статьи Н. А. Антонов, В. И. Поляков, А. Н. Никитин, старшина II статьи С. X. Баснев, старшие краснофлотцы сигнальщики Б. А. Азарьев, С. К. Чумаков, В. А. Кочерга и многие другие. Среди отличившихся был также сигнальщик со сторожевого катера МО-201 краснофлотец А. А. Шевчук. Находясь на наблюдательной вышке на острове, он увидел, что к острову с противоположной стороны подходит финский катер. Шевчук спустился с вышки, залег в камнях с автоматом и открыл огонь. Катеру пришлось отказаться от попытки подойти к острову, и он лег на обратный курс [18].
Малые охотники на Ладоге в годы Великой Отечественной войны показали себя универсальными кораблями. Они участвовали во всех операциях и почти во всех боевых действиях, проводимых силами флотилии: осуществляли на озере разведку и дозорную службу, вели артиллерийские бои с кораблями противника и с его береговыми батареями с целью вскрыть их дислокацию и калибр, защищали свои коммуникации и действовали на коммуникациях противника, активно участвовали в противодесантной обороне, уничтожали минные заграждения, вывозили из Ленинграда людей и малогабаритные, но наиболее ценные грузы, высаживали в тыл противника разведывательные и диверсионные группы. Только за вторую половину навигации сторожевыми катерами были произведены 33 выхода на войсковую и агентурную разведку с высадкой разведчиков на территории, оккупированной врагом.
Противник систематически появлялся в районах большой трассы. Все чаще наши корабли вступали в бой с вражескими кораблями в южной и центральной частях озера. Так, в ночь на 21 сентября два итальянских торпедных катера безрезультатно атаковали одну из наших канонерских лодок в районе банки Северная Головешка. В тот же день к юго-западу от этого района за кормой нашего сторожевого катера взорвалась неконтактная мина, поставленная, видимо, этими же катерами.
Корабли флотилии немедленно приступили к контрольному тралению фарватеров, но не обнаружили мин. А вот южнее фарватеров большой трассы бомбометанием со сторожевых катеров было вызвано несколько детонирующих взрывов, что вынудило флотилию закрыть эти районы для плавания и снять часть тральщиков с перевозок для их траления [19].
Активные действия кораблей флотилии вынудили торпедные катера и десантные баржи противника действовать не в одиночку или парами, как это наблюдалось ранее, а большими группами. Так, в ночь на 1 сентября канонерская лодка "Нора" под командованием капитана III ранга П. И. Турыгина в составе конвоя обнаружила в районе Северной Головешки по правому борту шум моторов. Вскоре появились 17 силуэтов. Наша канонерская лодка и корабли противника открыли огонь. В это же время над "Норой" появился самолет и стал сбрасывать осветительные авиационные бомбы.
Вражеские корабли были обнаружены и сторожевым катером МО-262, которым командовал старший лейтенант М. А. Кудрявцев, несший дозор к северу от большой трассы. Благодаря тому что он находился в темной части горизонта, с его борта были хорошо видны 4 больших и 13 малых кораблей, десантные баржи и катера противника. Наш катер лег параллельным курсом и открыл огонь [20]. Место и состав обнаруженного вражеского отряда кораблей были немедленно сообщены командованию флотилии и всем кораблям, находившимся в озере и готовившимся к выходу. Для перехвата противника была приведена в готовность 58-я авиационная эскадрилья и высланы в район его обнаружения сторожевые и торпедные катера. Однако враг, пользуясь темнотой, уклонился от боя и отошел на свою базу. На следующий день итальянские торпедные катера вновь предприняли попытку обстрелять конвой флотилии, но при первых же артиллерийских залпах наших кораблей легли на обратный курс, резко увеличив скорость.
На рассвете 9 октября звено сторожевых катеров под командованием старшего лейтенанта А: С. Миклашевского восточнее о-ва Коневиц встретило вражеские корабли, закамуфлированные под цвет берега. Отряд противника включал 16 больших и малых десантных барж и 7 сторожевых катеров. В составе звена были всего два корабля: МО-175 (командир старший лейтенант Н. Ю. Пустынников) и МО-214 (командир старший лейтенант И. Т. Богданов). Многократное превосходство врага в составе и силе артиллерийского огня не остановило отважных воинов, и по приказу старшего лейтенанта Миклашевского два небольших корабля вступили в схватку с 23 кораблями противника. 4 45-мм орудия открыли огонь против 21 88-мм и 5 37-мм пушек, не считая 20-мм автоматов. Командиры сторожевых кораблей сблизились с врагом и с дистанции 14-16 кабельтовых [21] открыли огонь, сосредоточив его по ближайшим десантным баржам. Немедленно последовал ответный огонь врага из всех орудий. Противник начал окружать наши сторожевые катера. От разрывов снарядов вода вокруг катеров словно кипела. Прямыми попаданиями катер МО-175 был подожжен. Он резко сбавил ход и взорвался.
Катер МО-214, израсходовав почти весь боезапас, используя свое преимущество в скорости и прикрывшись дымовой завесой, с боем вырвался из окружения. Обнаружив наши подходившие корабли, противник не стал его преследовать, повернул на северо-запад и, дав полный ход, начал отходить. На курсе отхода в результате удара нашей авиации он лишился десантной баржи; другие баржи и катера имели повреждения, были потери и в личном составе [22].
Опыт первых столкновений с противником показал, что фашистские десантные баржи при встречах с нашими канонерскими лодками и авиацией уклонялись от боя, и, наоборот, при встрече с катерами, пользуясь преимуществом своей артиллерии и малой осадкой, подпускали их на малую дистанцию и по команде флагмана одновременно всеми орудиями открывали массированный огонь.
В боях на побережье флотилия систематически поддерживала огнем корабельной артиллерии приозерные фланги 8, 23 и 7-й армий, но наибольшее огневое взаимодействие осуществлялось в южной части Шлиссельбургской губы, где флотилия поддерживала правофланговые соединения 8-й армии, наступавшие на синявском направлении [23].
В последних числах августа в Шлиссельбургской губе находилась группа кораблей в составе канонерских лодок "Селемджа" (под брейдвымпелом командира 1-го дивизиона канонерских лодок капитана I ранга Н. Ю. Озаровского), "Бурея", "Лахта" и нескольких сторожевых катеров и тральщиков. Канонерские лодки во взаимодействии с артиллеристами 8-й армии и летчиками 61-й авиационной бригады ВВС флота вели огонь по невидимым целям [24].
Поддержка фланга 8-й армии осуществлялась непрерывно до 15 сентября. Корабли менялись непосредственно на огневых позициях [25].
Корабельные орудия, выделяемые для поддержки фланга армии, составляли незначительный процент от общей численности стволов, действовавших на берегу, но дальнобойность наших 130-мм орудий, точность их огня и удобное расположение позиций со стороны озера позволяли поражать цели, недоступные для артиллерии фронта. Основными объектами ударов корабельной артиллерии были огневые точки, места скопления резервов противника.
Нашим артиллеристам часто приходилось одновременно вести огонь по берегу и отражать удары бомбардировщиков противника, которые, как правило, сбрасывали бомбы с пикирования. В этой обстановке корабли вынуждены были все время маневрировать, с тем чтобы уклоняться от бомб, сброшенных с самолетов, а командирам зенитных батарей приходилось на ходу управлять огнем орудий. В таких боях часто участвовала вся артиллерия корабля. Огонь зенитчиков нередко заставлял противника сходить с боевого курса и сбрасывать бомбы в воду. Особенно отличился в эти дни командир зенитной батареи канонерской лодки "Селемджа" старший лейтенант Г. И. Саночкин. Артиллеристы "Селемджи" подбили два самолета, уже имея на своем счету два сбитых и три поврежденных самолета.
Большое значение имело авиационное прикрытие наших кораблей при переходе через озера, и особенно в районах огневых позиций, где часто шли ожесточенные воздушные бои. В одной из схваток наш МиГ-3 вступил в бой с пятью мессершмитами, сбил одного из них, но и сам был сбит. Летчику удалось выброситься на парашюте, его заметили с кораблей и в район падения был направлен катер. Спасенный летчик оказался хорошо знаком морякам. Это был капитан Г. В. Крайнов, уже имевший на своем счету несколько сбитых самолетов [26].
В период синявинских боев активизировались немецко-итало-финские силы на Ладожском озере. Немецко-фашистское командование придавало их действиям исключительно большое значение. Так, начальнику генерального штаба финских вооруженных сил еще в июне указывалось: "Введение в дело десантных барж, вероятно, нанесло бы такой ущерб путям судового снабжения Советов, что Ленинград в связи с нападением немецких воздушных сил мог бы быть приведен к падению до осени 1942 года" [27]. Активизировалась деятельность и вражеской авиации. Над трассами Ладоги ежедневно происходили несколько воздушных боев. Силы порой были неравные. Известен такой случай, когда 10 истребителей под командованием командира эскадрильи капитана В. Ф. Голубева вступили в бой с 28 фашистскими самолетами. Балтийские летчики сбили пять вражеских машин и без потерь вернулись на аэродромы. В. Ф. Голубеву в октябре было присвоено звание Героя Советского Союза [28]. Его земляки - жители Волховского района Ленинградской области - собрали деньги на постройку самолета-истребителя. Они писали герою: "Мы уверены, что истребитель, построенный на наши средства, в Ваших руках будет беспощадно громить немецко-фашистских разбойников". Получая самолет, Василий Федорович заверил земляков, что оправдает их надежды, и буквально через несколько дней выполнил свое обещание - сбил ФВ-190. В последующем он сбил еще несколько самолетов противника [29].
Ладожцы хорошо знали молодого вологодского летчика И. А. Каберова, который в июле 1943 г. стал Героем Советского Союза. Он часто прикрывал коммуникации наших войск, неоднократно участвовал в воздушных боях, сбил, в основном над озером, 26 фашистских самолетов [30].
Нашим летчикам-истребителям было очень трудно. Истребителей противника в районе озера, как правило, действовало больше. Расчеты показывали, что для прикрытия военно-морских баз, портов, конвоев, кораблей и судов, трасс и путей подвоза требовались 70-80 истребителей, а фактически летчиков было вдвое меньше. К тому же нашим истребителям часто приходилась выполнять задачи других родов авиации: они вели разведку, осуществляли поиск, обнаруживали и наносили своими реактивными снарядами удары по плавсредствам противника [31]. Немцы очень боялись нашей авиации. Один из сбитых в июне 1942 г. немецких ассов заявил на допросе: "Мы боимся летать над Ладогой. Здесь нас подстерегает смерть" [32].
Несмотря на значительное количество боевых кораблей противника на озере, их преимущество в мощи артиллерийского огня, а также то, что большая часть Ладожского озера, побережья и островов контролировались противником, инициатива и активность действий неизменно находились в наших руках.
В конце 1942 г., когда войска Волховского и Ленинградского фронтов и силы Краснознаменного Балтийского флота приступили к подготовке операции по прорыву блокады Ленинграда, командование флотилии не исключало попыток противника высадить десант на наше южное побережье с целью перехвата коммуникаций. Тщательно оценив обстановку, оно считало, что в десанте одновременно могут участвовать до 5-6 тыс. человек с вооружением и техникой.
Штаб флотилии повысил готовность сил и средств, осуществляющих противодесантную оборону побережья, усилил разведку, наблюдение за озером, увеличил состав кораблей в конвоях на большой трассе и стал уделять больше внимания тралению фарватеров. На подходах к военно-морским базам, портам и местам, наиболее доступным для высадки десанта, были развернуты дополнительные корабельные дозоры. Совершенствуя противодесантную оборону, штаб проверял связь со всеми взаимодействующими армиями, с военно-воздушными силами флота и их соединениями.
Предположения командования флотилии оправдались. Ранним утром 22 октября около 30 десантных барж и катеров противника [33], пользуясь низкой облачностью, дождевыми и снежными зарядами, соблюдая на переходе полное радиомолчание, скрытно подошли к расположенному в центре южной части озера о-ву Сухо, который был искусственно создан еще во времена Петра I (площадь 5,4 кв. км). Он как бы прикрывал вход в Волховскую губу и защищал большую трассу, проходящую вдоль южной части озера. На острове стоял маяк, находились небольшие сооружения, где размещался гарнизон острова, составляющий не менее 90 человек, куда входил и малочисленный отряд инженерного обеспечения. Здесь были установлены трехорудийная 100-мм батарея, пост наблюдения и связи [34].
На рассвете противник с дистанции 30 кабельтовых открыл огонь со всех десантных барж. На крошечной поверхности острова не оставалось ни одного квадратного метра, не пораженного обстрелом. Находившиеся в дозоре в районе острова Сухо тральщик ТЩ-100 старшего лейтенанта П. К. Каргина и сторожевой катер МО-171 старшего лейтенанта В. И. Ковалевского обнаружили подходящие в тумане к острову вражеские суда и немедленно открыли по ним огонь. Батарея на острове, поднятая по тревоге, также открыла огонь. В первые же минуты боя на острове загорелось маячное здание, было сбито антенное устройство радиостанции, выведен из строя дальномерный пост, гарнизон потерял связь. Командир батареи старший лейтенант И. К. Гусев был ранен, кровь заливала ему лицо, но он продолжал руководить боем.
С улучшением видимости было установлено, что к острову движутся 16 десантных барж и более 12 катеров. Развернувшись дугой возле острова, они сосредоточили по нему фланкирующий огонь. Разгорелась артиллерийская дуэль тральщика, сторожевого корабля, береговой батареи с семью тяжелыми и девятью малыми десантными баржами [35].
Уже в первые десять минут боя огнем батареи острова были потоплены десантная баржа и катер противника. Вскоре две десантные баржи на расстоянии 7-8 кабельтовых к северу от острова сели на риф, а немного позже села на камни и третья баржа, пытавшаяся оказать им помощь.
В районе боя появились два фашистских бомбардировщика Ю-88, которые сбросили бомбы в воду, у восточной части острова. Наша авиация, к сожалению, из-за нелетной погоды не могла оказать помощи героическим защитникам острова. Катера и резиновые надувные лодки противника вскоре после окончания артиллерийской подготовки подошли к острову с трех направлений. Враг сравнительно легко преодолел сопротивление ослабленного гарнизона и начал высадку. В первом броске были высажены 50-70 человек, вооруженных ручными пулеметами, автоматами, взрывчаткой, минами и большим количеством гранат. Хотя десантникам удалось зацепиться за остров, ценой больших потерь захватить дворики 2-го и 3-го орудий батареи и подойти к дворику 1-го орудия, остатки гарнизона врукопашную продолжали неравный бой. Единственное уцелевшее орудие продолжало огневую дуэль с кораблями противника. Бой был настолько напряженным, что краска на стволе орудия обуглилась. Но артиллеристы и в этих условиях потопили еще одну баржу противника [36].
К 9 час., как только улучшилась видимость на наших аэродромах, над островом появилась наша авиация и сразу же нанесла бомбо-штурмовой удар по фашистским десантным баржам.
Появление советской авиации вызвало у врага замешательство. Воспользовавшись этим, защитники острова, возглавляемые старшим лейтенантом И. К. Гусевым, уже четырежды раненным к этому времени, и военным инженером III ранга В. С. Мельницким, перешли в атаку.
Противник был отброшен к западной части острова, прижат к урезу воды и начал поспешную посадку на шлюпки. Выбив фашистов с острова, гарнизон возобновил неполными расчетами огонь из всех орудий по вражеским кораблям. ТЩ-100 и МО-171 продолжали неравный бой с десантными кораблями врага, маневрируя и прикрываясь дымовыми завесами (ТЩ-100 огнем 45-мм пушек потопил еще один катер противника) [37].
Тем временем в район боя из Новой Ладоги был направлен отряд кораблей под командованием капитана III ранга П. А. Куриата (в составе канонерской лодки "Нора", четырех сторожевых катеров и трех тральщиков). Из военно-морской базы Осиновец вышли канонерские лодки "Бира" и "Селемджа", два броневых, два сторожевых и два торпедных катера. Командовал отрядом капитан I ранга Н. Ю. Озаровский. Отряду ставилась задача во взаимодействии с авиацией уничтожить десантные силы противника [33].
Вражеский десантный отряд, понеся значительные потери, начал отходить к своим позициям. Наши корабли и авиация преследовали его до наступления темноты. Канонерские лодки "Бира" и "Селемджа" подбили одну десантную баржу, а две баржи были подожжены ударами с воздуха. Истребители, ведомые капитаном Г. В. Крайновым, сбили несколько вражеских самолетов [39].
Отлично действовали в бою над островом и при преследовании десантного отряда Герои Советского Союза Г. К. Костылев и М. Г. Клименко, а также летчики С. С. Беляев, А. А. Мироненко, И. М. Раосудков, Г. М. Багун, Г. В. Крайнов, В. И. Корнилов и многие другие. Вслед за авиацией флота удар по кораблям противника нанесли штурмовики Ленинградского фронта, ведомые подполковником Ф. А. Морозовым. Чтобы гарантировать точность действий (наведение) фронтовой авиации на озере, на ведущих самолетах находились летчики-наблюдатели из соединений военно-воздушных сил флота [40].
В ходе боев за 22 октября авиация Краснознаменного Балтийского флота совершила 126 вылетов, Ленинградского и Волховского фронтов - по 30, Карельского фронта - 6, 8 вылетов сделала 58-я эскадрилья флотилии на самолетах МБР-2 [41].
На другой день Совинформбюро сообщило: "22 октября до 30 десантных судов и катеров противника под прикрытием авиации пытались высадить десант на один из наших островов на Ладожском озере. Силами гарнизона острова, наших кораблей и авиации Краснознаменного Балтийского флота десант противника был разгромлен. В результате боя уничтожены 16 десантных судов противника и одно судно захвачено в плен. В воздушных боях в районе высадки десанта сбиты 15 самолетов противника. Наши корабли потерь не имеют" [42].
Боевые трофеи - десантная баржа и десантный катер У-6, оборудованный под плавучую ремонтную мастерскую, - после незначительного ремонта вошли в состав нашей флотилии и принимали активное участие в боях с врагом.
Успешные боевые действия ладожцев в 1942 г. и разгром противника у о-ва Сухо обеспечили Ладожской флотилии господство на озере. Однако командование фронта усилило оборону побережья озера, перебросив сюда кавалерийский полк.
Борьба за Ладогу, осуществляемая разнородными силами флотилии, военно-воздушными силами Краснознаменного Балтийского флота во взаимодействии с авиацией Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов, явилась знаменательным событием не только в истории борьбы за Ленинград в годы Великой Отечественной войны, но и в истории Балтийского флота, как и в истории Военно-Морского Флота нашей страны.
25 октября 1942 г. "Правда" писала: "В истории героической обороны Ленинграда навсегда останется подвиг Ладоги, трудовой и воинский подвиг ее моряков".
Высадкой десанта на о-в Сухо немецко-фашистское командование хотело нарушить деятельность большой трассы на Ладожском озере. Не исключалась возможность последующего использования острова в качестве трамплина для высадки десанта в тыл войскам Волховского фронта. Учитывая расстояние от своих баз до нашего южного побережья и ограниченный радиус действия десантных барж, командование неприятельской флотилии не решилось осуществить высадку непосредственно на побережье. Оно избрало для своих действий ненастную осеннюю погоду, позволившую скрытно совершить переход, обеспечить внезапность нападения. Для участия в десантной операции враг привлек все силы, находившиеся в строю. Расчет делался на внезапность и явное преимущество в артиллерии. Из захваченных документов, писем и дневников было установлено, что все баржи противника были укомплектованы только моряками и солдатами вермахта. Однако враг просчитался. Известный западный историк, занимавшийся историей немецкого флота, Ю. Майстер писал: "На Ладожском озере советский флот продемонстрировал свое полное превосходство над флотом противника и остался хозяином этого жизненно важного пути" [43].
В эти напряженные дни моряки не забывали о своей главной задаче - осуществлении перевозок для Ленинграда. Строго по плану выходили очередные караваны в охранении конвоя с грузами для города, фронта и флота. До конца навигации 1942 г. оставались считанные дни, а Ленинград, Ленинградский фронт и Краснознаменный Балтийский флот нуждались в боеприпасах, продовольствии, пополнении.
17 ноября 1942 г. "Ленинградская правда" писала: "Ладога живет для Ленинграда, для него несут вахту капитаны и шкиперы. Когда мы после победы будем отмечать места памятных боев, то вместе с Пулковскими высотами увенчаем Ладожские берега и как о командирах-героях сложим песни о Ладожских капитанах".
Подводя итоги второй военной навигации, которая продолжалась 194 дня, можно сказать, что флотилия сделала много. За всю свою историю Ладожское озеро не знало столь интенсивного судоходства. Судооборот достиг 21 700 судов, не считая боевых выходов. Были перевезены в Ленинград 780 тыс. т различных грузов и эвакуированы из него 539,5 тыс. человек. Кроме того, на западный берег были доставлены: 16800 голов крупного и мелкого рогатого скота, более 200 тыс. куб. м леса, с помощью специальных барж-паромов - 809 груженых вагонов и платформ с танками, орудиями, автомашинами и т. п. Войска Ленинградского фронта и Краснознаменный Балтийский флот получили более 300 тыс. человек пополнения.
За этот же период из Ленинграда были эвакуированы более полмиллиона женщин, детей, стариков, больных и раненых, вывезены более 300 тыс. т различных наиболее тяжеловесных и громоздких грузов, главным образом промышленного оборудования и материалов, тысячи станков, 270 паровозов и тендеров, 1622 вагона и платформы, груженные тысячами тонн оборудования, отбуксированы по воде 98 железнодорожных цистерн [44].
Эти успехи были бы немыслимы без той огромной политической работы, которую вели политотдел флотилии, заместители командиров соединений и частей, партийные и комсомольские организации.
В соединениях, на кораблях и в частях систематически проводились партийные и комсомольские собрания, на которых обсуждались очередные задачи, отчеты коммунистов об их авангардной роли на боевых постах, вопросы повышения боевой готовности, овладения смежной специальностью и др. Агитколлективы, состоявшие из наиболее подготовленных коммунистов и комсомольцев, постоянно разъясняли личному составу обстановку на фронтах, знакомили его со сводками Совинформбюро, раскрывали содержание задач, возложенных на корабль или соединение. Правдивое слово коммуниста воспитывало у личного состава смелость, любовь к Родине, к Коммунистической партии, ненависть к фашистским захватчикам. Основу агитационной работы составляла индивидуальная беседа, но, как только позволяла обстановка, проводились и групповые беседы или информации. Агитаторы флотилии увлекали личный состав не только словом, но и делом, личным примером, образцовым выполнением своего высокого воинского долга.
Большая роль в политико-воспитательной работе принадлежала агиткатеру, на котором были фотовитрины, рассказывающие о боевой деятельности флотилии, об отдельных боевых эпизодах, отличившихся командирах, старшинах и краснофлотцах. На нем также был создан агитколлектив, силами которого проводились доклады и лекции, беседы и информации. В работе агиткатера принимали активное участие политработники политического управления Краснознаменного Балтийского флота и Главного политического управления Военно-Морского Флота. На катере часто демонстрировались кинофильмы, всегда были свежие газеты, боевые листки и журналы. С особым нетерпением обычно ожидали появления агиткатера на отдаленных точках: береговых и зенитных артиллерийских батареях, постах службы наблюдения и связи, манипуляторных пунктах, постах противоминного наблюдения, в сухопутных частях, расположенных вдоль рек и ладожских каналов.
Политработа на флотилии велась в тесном взаимодействии с политорганами Волховского и Карельского фронтов. Моряки часто встречались с делегациями трудящихся, прибывавшими из многих республик и городов нашей необъятной страны. Большая работа проводилась с гражданским населением, особенно при его эвакуации за пределы фронтовой и прибрежной полосы.
Ленинградский областной и городской комитеты партии, военные советы Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота оказывали флотилии постоянную помощь. За деятельностью на Ладоге внимательно следили рабочие ленинградских заводов и фабрик, служащие, учителя, работники искусства - все те, кто оставался в городе. В своих обращениях и письмах к морякам они часто повторяли слова, сказанные А. А. Ждановым: "Ладожцы! Ваших трудов Родина и Ленинград не забудут никогда" [45]. Слова и обращения ленинградцев, исполненные веры в непреодолимое мужество ладожан, были высшей наградой для них.
Близилась вторая военная зима. По учащенному ритму жизни флотилии, увеличению перевозок чувствовалась подготовка войск фронта я сил флота к крупным боевым событиям. Конечно, никто не знал ни сроков наступления, ни замысла командования, но все говорило о том, что важнейшие события не за горами, и отдавали делу все свои силы и энергию.
13 декабря 1942 г. Военный совет Краснознаменного Балтийского флота поставил перед флотилией задачу - перебросить с восточного берега озера на западный пополнение войскам фронта. Эту задачу пришлось выполнять в сложной метеорологической обстановке. В Шлиссельбургской губе - ограниченная видимость, у берегов - нагромождение торосов, толщина льда местами до 35 см, порывы ветра 7-8 баллов, частая их смена вызывала движение льда и его торошение.
Погрузка и отход кораблей осуществлялись ночью, подход к западному берегу и выгрузка часто происходили в дневных условиях. Последние дни погрузка войск и техники в Кобоне и выгрузка в Морье осуществлялись прямо со льда или на лед в километровом расстоянии от пирсов. В этих тяжелых условиях больше всех рейсов совершила канонерская лодка "Бира" капитана III ранга А. М. Лоховина. Как правило, она пробивала своим корпусом сплошной лед и по ее следу-фарватеру шли остальные корабли с баржами на буксире.
Задание было успешно выполнено. К 2 января флотилия перевезла 36829 солдат и офицеров (из них 1069 для Краснознаменного Балтийского флота), а также 1343 т воинских грузов [46].
Последний конвой прибыл на западный берег 7 января 1943 г. Неподалеку от пробивающихся сквозь льды кораблей уже действовала ледовая автомобильная трасса. А последний корабль с грузами пробился 13 января, когда войска Волховского и Ленинградского фронтов во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом уже вели наступление.
С огромной радостью и волнением следили моряки флотилии за ходом исторического январского наступления войск двух фронтов. Сердца ладожцев в эти дни были с доблестными командирами и солдатами 2-й Ударной и 67-й армий. Они гордились тем, что вместе с воинами обеих армий в атаку шли краснофлотцы морской пехоты и моряки флотилии в составе морских отрядов, что вместе с артиллеристами фронтов и флота огонь вели и артиллеристы береговых батарей 302-го отдельного артиллерийского дивизиона флотилии под командованием майора Г. В. Коптева. В дни прорыва блокады 302-й отдельный артиллерийский дивизион поддерживал наступление войск 67-й армии. Батареи вели огонь по объектам противника, расположенным в Шлиссельбурге, и участвовали в артиллерийской подготовке в полосе прорыва. В ходе операции дивизионом были проведены 140 стрельб, израсходованы 5239 снарядов. Только одна 380-я батарея старшего лейтенанта В. И. Шалаева произвела в первый час боя 330 выстрелов. Особенно результативно действовала 440-я батарея старшего лейтенанта И. М. Смагаринского [47].
Весть о прорыве блокады на кораблях и частях флотилии была встречена с исключительной радостью. Состоялись митинги, на которых личный состав брал новые боевые обязательства.
После освобождения Шлиссельбурга перед воинами предстала картина жестокого варварства врага. Большинство домов были взорваны. Кругом были руины и запустение, обгорелые трубы разрушенных домов и еще не убранные трупы фашистов. Осмотр города показал большую эффективность действий наших артиллеристов. Их массированные и точные удары разворотили многочисленные доты и дзоты, наблюдательные пункты, траншеи, ходы сообщений и другие вражеские оборонительные сооружения.
В незаконченном письме одного эсэсовца, обнаруженном во вражеском дзоте на берегу канала, говорилось: "Я не могу дальше переносить этот кошмар. Уже неделю бушует над нами ураган огня и стали. Мы совсем потеряли головы. Из крепости они бьют прямой наводкой, как из винтовок. По озеру к ним все время подходят подкрепления, а мы не в силах помешать им. Они, а не мы хозяева положения... Какое ужасное слово Ладога..." [48].
С освобождением Шлиссельбурга Государственный Комитет Обороны вынес решение прекратить строительство свайно-ледовой железнодорожной линии по льду Ладожского озера, начатое с ледоставом, и приступить к строительству новой железнодорожной ветки Шлиссельбург-Поляна с мостовым железнодорожным переходом через Неву, которая свяжет Ленинград со страной [49]. 19 января 1943 г. Военный совет Ленинградского фронта возложил на начальника управления военно-восстановительных работ (УВВР-2) И. Г. Зубкова выполнение этой задачи. Инженерно-саперные и железнодорожные войска немедленно приступили к строительству железной дороги и мостов через реки Неву, Назию и Черную речку. За небывало короткий срок (17 дней) были построены железнодорожная ветка (протяженность 33 км), станционные пути (6 км) и временный 1300-метровый свайно-ледовый железнодорожный мост через Неву. Мост строился от места впадения в Неву Староладожского канала и соединялся на правом берегу с веткой железной дороги, идущей от Черной речки к пос. Морозовка. Строительство велось с учетом течения реки, состояния береговых подходов, глубин, толщины льда и возможного поведения будущего моста при ледоходе. В районе строительства ширина Невы достигала 1000 м, наибольшая глубина около 7 м, скорость течения до 3 м/сек. Строительство и эксплуатация фронтовой железной дороги и моста проходили под артиллерийским воздействием вражеских батарей, расположенных всего в 8 км. Железнодорожная ветка только частично прикрывалась старой искусственной насыпью. Часто в ходе строительства и эксплуатации после ожесточенного артиллерийского обстрела или ударов с воздуха приходилось восстанавливать дорогу.
Первый сквозной поезд с продовольствием прошел по построенному железнодорожному переходу через Неву и прибыл в Ленинград 7 февраля [50]. Его вели машинист И. Пироженко, помощник машиниста В. Дятлов, кочегар И. Антонов и заместитель начальника Северной железной дороги - уполномоченный Народного комиссариата путей сообщений по Волховскому железнодорожному узлу (в прошлом машинист) В. М. Виролайнен. В поезде находились и многие участники строительства дороги во главе с И. Г. Зубковым.
Создание железнодорожной коммуникации - регулярного сообщения со страной - значительно улучшило положение Ленинграда, Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. В этот же день отошел первый поезд и из Ленинграда. Враг неистово бомбил и обстреливал новую коммуникацию. На выручку строителям и железнодорожникам снова поспешили моряки.
В охране новой линии от ударов противника нашли применение флотские дымовые средства. Подразделения химзащиты флотилии расставляли дымовые шашки МДШ и ДШ-100 с учетом направления ветра и его силы. После ледохода задачу прикрытия мостов стали выполнять катера типа КМ и ЗИС, имевшие у себя на борту дымовые шашки. Их экипажи очень быстро освоились и умело использовали метеорологическую обстановку; поставленные ими завесы резко снижали эффективность воздействия самолетов и артиллерии врага.
18 марта был введен второй железнодорожный мост длиной 800 м и высотой (от уровня воды) 8 м. Он был построен в 600 м ниже первого. Кроме железнодорожной линии имелся деревянный настил для автотранспорта. Вслед за ним завершилось строительство и автодорожного моста, а с проходом льда были наведены два понтонных моста южнее крепости Орешек. Железнодорожные мосты через Неву действовали до полного снятия блокады с города [51].
В районе строительства мостов, новых железнодорожных путей и ледовой трассы шли систематические воздушные бои. Фашистам был нанесен тяжелый урон, имелись потери и в нашей авиации. За зиму 1942/43 г. моряки поста наблюдения и связи на маяке Кареджи под командой старшины П. П. Белова подобрали 20 человек из экипажа 8 наших самолетов, подбитых над ледовой трассой [52].
Судоремонт и вооружение кораблей зимой 1942/43 г. шли значительно успешнее, чем после первой навигации 1941 р. У флотилии уже накопился определенный опыт: все мелкие плавсредства, включая сторожевые катера, заблаговременно были подняты на стенку или вытащены на берег, работы велись в достаточно хорошо оборудованных мастерских.
В ходе ремонта канонерские лодки перевооружены орудиями достаточно крупных калибров, вводились более дальнобойные и скорострельные орудия, устанавливались новые зенитные автоматы.
Личный состав кораблей и мастерских работал с большой любовью к своему кораблю. Боевая жизнь флотилии, общие цели и опасности способствовали созданию дружных коллективов.
Зимой на флотилии была более спокойная пора и ее состав смог уделить больше внимания совершенствованию оперативной, боевой и политической подготовки, используя опыт войны и боевых действий на Ладоге. При анализе успехов, ошибок и недостатков внимательно изучались вопросы: улучшения взаимодействия с войсками приморских армий и с военно-воздушными силами флота; совершенствования всех видов обороны военно-морских баз, и особенно усиления противодесантной обороны побережья.
Ее усилению способствовала сформированная в декабре 1942 г. при охране водного района Главной базы аэросанная рота в составе шести боевых и трех транспортных аэросаней. Основным назначением роты были несение подвижного дозора на льду и переброска личного состава для усиления отдельных пунктов обороны. С помощью аэросаней часто высаживались разведчики на территории противника.
Третья военная навигация 1943 г. началась в апреле, значительно раньше предыдущих. 30 марта прекратила действовать ледовая трасса, а еще 26 марта канонерская лодка "Шексна" под командованием старшего лейтенанта И. Т. Евдокимова вышла пробивать фарватер во льдах на Кобону. Подойти к Кобоне ей удалось только с помощью подрывных работ. 28 марта пробилась сквозь льды и вышла на чистую воду канонерская лодка "Бира", вслед за ней 31 марта - канонерская лодка "Бурея"; 4 апреля в Осиновец была доставлена первая баржа с грузом. Ранняя весна не застала флотилию врасплох [53].
И, как всегда, весной резко увеличилась активность противника в воздухе. В апреле и мае над малой трассой неоднократно разыгрывались ожесточенные воздушные бои. Особенно был памятен день 24 мая, когда немецко-фашистская авиация совершила массированный налет на базу флотилии - Осиновец. В результате прямого попадания в открытый топливный склад-яму возник пожар. У ямы с мазутом поднялся густой столб черного дыма. К месту пожара на эмке устремились, не обращая внимания на бомбежку, командир военно-морской базы капитан I ранга М. А. Нефедов и начальник штаба капитан II ранга П. И. Барабан. Впереди машины разорвалась авиационная бомба, и отлетевшим булыжником был убит командир базы. Флотилия потеряла опытного, энергичного, умного и смелого офицера, участника гражданской войны, члена партии с 1918 г. [54]
В ночь на 25 мая налет вражеской авиации повторился. В нем участвовали 58 фашистских самолетов, действовавших небольшими группами от 2 до 9 машин. Основной удар и на этот раз был сосредоточен по району расположения ям с мазутом. Результаты ударов были незначительны. В этих налетах и в последующих примерно 15-20% сброшенных бомб не взорвались. Это все чаще стало отмечаться и на других участках фронта [55].
Отражая один из налетов врага на трассу в ночь на 28 мая, летчик-истребитель А. А. Торошин сбил два "хейнкеля". За проявленную доблесть летчик был награжден орденом Красного Знамени [56].
Во второй половине мая и в июне немецко-фашистское командование перенацелило действия своей авиации главным образом на наши конвои, одиночные корабли и суда. Удары, как правило, совершались с горизонтального полета с высоты 4000-5000 м, т. е. из зоны, превышающей действенность корабельного зенитного огня [57].
Самолеты-истребители Краснознаменного Балтийского флота взаимодействовали с истребителями Ладожского района противовоздушной обороны и Ленинградского и Волховского фронтов. Летчикам приходилось сражаться с огромным перенапряжением на небольшом пятачке в районе трасс. От них требовались исключительное внимание и сосредоточенность. В условиях ограниченного района они не могли увлекаться боем или преследовать врага. Их главная задача состояла в том, чтобы не дать возможности противнику применить оружие по нашим военно-морским базам, портам, конвоям, кораблям, судам, самолетам на аэродроме, перевалочным базам и автомашинам.
Советские истребители с честью выполнили свою задачу. Противнику не удалось добиться существенного успеха. Повреждения, наносимые им береговым сооружениям, быстро ликвидировались инженерно-строительными частями Ленинградского, частично Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота.
Завоевание Советскими ВВС господства в воздухе привело к значительному снижению активности фашистской авиации. Увеличилась роль железнодорожных перевозок вдоль южного побережья Ладоги. Общий объем озерных перевозок стал сокращаться.
Флотилия получила возможность больше заниматься разведкой, дозорной службой на подходах к базам и портам, организацией всех видов обороны, подготовкой тральных сил и средств к тралению, вопросами гидрографического обеспечения и, что особенно важно, активнее содействовать флангам армий, действовавших в приозерных районах.
В это же время в связи с освобождением Новоладожского канала Военный совет Ленинградского фронта возложил на Ладожскую флотилию задачу осуществлять перевозки по снабжению войск 2-й Ударной армии. Она была успешно решена.
В конце июля флотилии было поручено перевезти на западный берег 86-ю стрелковую дивизию и 76-ю отдельную морскую стрелковую бригаду. Выполнение задачи возлагалось на командира военно-морской базы Осиновец капитана I ранга А. И. Эйста. Используя опыт предыдущих навигаций, он провел дивизию и бригаду скрытно и оперативно. Стрелковая дивизия и морская бригада с их техникой и тылами были переброшены в установленный срок. Всего были перевезены 8 тыс. солдат и офицеров, 928 лошадей, более сотни орудий разного калибра, 156 автомашин и до 200 походных кухонь [58]. Плавать теперь было уже значительно легче, противник, понесший большие потери, со стороны озера почти не противодействовал флотилии. Кроме того, было установлено, что часть десантных барж и торпедные катера враг перебросил с озера на другие морские театры.
Знание обстановки позволило командованию флотилии значительно активизировать действия на вражеских коммуникациях. Во время одного из выходов сторожевые катера под командованием старшего лейтенанта И. И. Воронина и лейтенанта. П. Г. Швеца обнаружили буксир со шхуной. Катера легли на курс сближения и открыли огонь по противнику. Буксир отдал буксирный конец, подошел к борту шхуны, прикрываясь ее высотой, снял людей и устремился к берегу под защиту огня своих батарей. Сторожевые катера сосредоточили огонь по буксиру.
В результате он загорелся и выбросился на камни в районе населенного пункта Вихкамы.
С вражеского берега по нашим сторожевым катерам был открыт довольно точный огонь. Несмотря на это, лейтенант Швец взял шхуну на буксир и вывел ее из зоны обстрела. Но шхуна, получившая прямые попадания, медленно погружалась в воду. Тогда он принял решение взорвать шхуну, предварительно сняв с нее все ценное [59].
С наступлением осенней распутицы Военный совет Волховского фронта обратился к флотилии с просьбой организовать подачу всех видов снабжения соединениям и частям 4-й армии по рекам Волхов и Кириши и их протокам. Мелководные протоки рек, ранее не судоходные, находились в запущенном состоянии, их русла были захламлены топляками, представляющими большую опасность для винтов. Во многих местах суда находились под воздействием артиллерийского и минометного огня противника. По речушкам и протокам, а кое-где и по болотам под огнем противника продвигались тендеры с продовольствием и боеприпасами. Очень часто необходимую помощь и сведения для движения они получали от местных жителей. Тендерами на передний край соединений 4-й армии были доставлены 455 т продовольствия и боеприпасов. Движение тендеров прикрывалось огнем бронекатеров № 324 и 325, которые буквально волоком тащили их по речушкам, маскируя ветками. Как только немецко-фашистская артиллерия или минометы начинали стрелять, они немедленно отвечали огнем, заставляя противника замолчать.
В октябре бронекатера успешно взаимодействовали с частями 44-й стрелковой дивизии и войсками 4-й армии в районе населенного пункта Посва в устье р. Тигоды. В этот период они имели задачу не допустить выхода противника к этой реке ниже железнодорожного моста, а также на левый берег р. Волхов. Бронекатера успешно осуществляли огневые налеты. Командование бронекатеров учитывало, что у противника была хорошо налажена артиллерийская звуковая разведка. Поэтому пристрелка, как правило, велась одним орудием, а на поражение они переходили всеми орудиями, привлекаемыми к огневым налетам [60].
Командующие артиллерией армий и дивизий, штабы стрелковых дивизий и морских бригад высоко оценивали действия корабельных артиллеристов, мастерски поражающих скопления живой силы и оборонительные сооружения противника [61].
Третью военную навигацию флотилия закончила 3 января. За время ее были проведены более 20 боев с кораблями и катерами противника, совершены свыше 100 выходов артиллерийских кораблей для содействия сухопутным войскам, доставлены на западный берег озера более 160 тыс. человек для пополнения Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. Были перевезены 556816 т разных грузов (из них на западный берег 240 416 т), 855 700 куб. м лесоматериалов [62].
За все годы Великой Отечественной войны общий итог ладожских перевозок составил весьма внушительные цифры: 1376 тыс. человек и 1615 тыс. т грузов (из них по водной трассе 738 тыс. человек и 1040 тыс. т грузов) [63].
Водная, ледовая, воздушная и железнодорожные трассы через Ладожское озеро - это действительно дорога жизни, созданная советским народом по указанию и под руководством Коммунистической партии и беспрерывно действовавшая в течение всей блокады.
Наступил 1944 год. Его начало ознаменовалось мощными ударами войск Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с силами Краснознаменного Балтийского флота и партизанскими соединениями и отрядами. 27 января великий город Ленина салютовал доблестным войскам обоих фронтов и морякам Балтики, в том числе и морякам Ладожской военной флотилии и речникам Северо-Западного речного пароходства, внесшим значительный вклад в дело победы [64]. Позже флотилия принимала активное участие в совместных действиях Ленинградского и Карельского фронтов по разгрому противника на карельском и олонецком операционных направлениях, завершившихся выводом из войны Финляндии - одного из союзников фашистской Германии,
Фронт двигался на юг и на запад, а Ладожская военная флотилия - правофланговая Волховского фронта - оставалась на Ладожском театре военных действий и продолжала боевые действия на озере.
* * *
Ладожская военная флотилия с честью выполнила свой долг по оказанию помощи войскам Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов и осажденному Ленинграду.
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили боевые действия ладожцев. За выдающиеся заслуги перед Родиной и образцовое выполнение заданий командования Ладожская военная флотилия указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1944 г. была награждена орденом Красного Знамени и ей было присвоено наименование Краснознаменной Ладожской флотилии [65].
1. Капитан I ранга (с января 1944 г. контр-адмирал) В. С. Чероков командовал Ладожской военной флотилией до 25 сентября 1944 г.
2. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1973, т. 14, с. 101; Русаков З. Г. Краснознаменная Ладожская. Петрозаводск, 1971, с. 6.
3. Трибуц В. Ф. Балтийцы вступают в бой. Калининград, 1972, с. 174; Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. М., 1974, с. 274.
4. ЦАМО, ф. 377, оп. 2929, д. 183, л. 183, 213-216, 218-220; оп. 20831, д. 3, л. 36.
5. ЦВМА, ф. 82, д. 2056, л. 198, 199; ф. 217, д. 6346, л. 20, 23.
6. ЦВМА, ф. 9, д. 8003, л. 5.
7. ЦВМА, ф. 217, д. 7430, л. 4, 9; Русаков З. Г. Указ. соч., с. 12, 13; Трибуц В. Ф. Указ. соч., с. 344, 345.
8. Трибуц В. Ф. Указ. соч., с. 346- 368.
9. ЦАМО, ф. 340, оп. 1295, л. 22; ЦВМА, ф. 9, д. 7888, л. 43, 52.
10. ЦВМА, ф. 505, оп. 028603, д. 1, л. 101.
11. Русаков 3. Г. Указ. соч., с. 31.
12. Непокоренный Ленинград: Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. Л., 1974, с. 282-286.
13. ЭПРОН - экспедиция подводных работ особого назначения.
14. ЦВМА, ф. 260, д. 17534, л. 55, 59, 73, 74; д. 15018, л. 115, 127; д. 20243, л. 75; Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, с. 286; Русаков З. Г. Указ. соч., с. 39.
15. Ладога родная. Л., 1969, с. 190-192
16. ЦВМА, ф. 13, д. 33335, л. 15; д. 11898, л. 15-16.
17. ЦВМА, ф. 13, д. 33335, л. 17.
18. ЦВМА, ф. 13, д. 33335, л. 15-20.
19. ЦВМА, ф. 2, д. 20614, л. 81; ф. 260, д. 17534, л. 166; ф. 684, д. 1657, л. 44, 68; Чероков В. С. Для тебя, Ленинград! М., 1978, с. 112.
20. ЦВМА, ф. 684, д. 4658, л. 13; ф. 260, д. 17534, л. 275; ф. 53, д. 2598, л. 69.
21. Один кабельтов равен 185,2 м.
22. ЦВМА, ф. 13, д. 33735, л. 34.
23. ЦВМА, ф. 13, д. 6859, л. 1; д. 11884, л. 66.
24. Чероков В. С. Указ. соч., с. 114.
25. ЦВМА, ф. 13, д. 2016, л. 67; д. 2019, л. 2; ф. 53, д. 19693, л. 65.
26. Чероков В. С. Указ. соч., с. 115.
27. ЦВМА, ф. 260, д. 1502р, л. 75.
28. Ладога родная, с. 51.
29. Газета Ладожской флотилии "За Родину", 1942, 9 июля.
30. Ладога родная, с. 51.
31. Чероков В. С. Указ. соч., с. 116.
32. Летчики-балтийцы в боях за Родину. Таллин, 1945, с. 8.
33. ЦВМА, ф. 260, д. 17534, л. 222; ф. 13, д. 7192, л. 4, 5.
34. Русаков З. Г. Указ. соч., с. 41; ЦВМА, ф. 13, Д. 11902, л. 107.
35. ЦВМА, ф. 13, д. 11891, л. 6, 68, 75; д. 33335, л. 43.
36. ЦВМА, ф. 13, д. 11891, л. 7, 8; д. 33335, л. 43-47.
37. Там же, д. 11891, л. 9, 10.
38. Там же, л. 59, 60; д. 2021, л. 2; д. 7192, л. 15.
39. Там же, д. 11891, л. 14-20.
40. Чероков В. С. Указ. соч., с. 132.
41. ЦВМА, ф. 13, д. 2022, л. 41; ф. 684, д. 1660, л. 50.
42. Сообщения Советского Информбюро. М., 1944, т. 3, с. 258; ЦВМА, ф. 260, д. 17534, л. 285-287.
43. Meister J. Inshore Naval Forces. Navy, 1957, № 8, р. 242.
44. Вспомогательный фонд Государственного музея истории Ленинграда, инв. № 1110.
45. Манкевич А. И. Краснознаменная Ладожская флотилия в Великой Отечественной войне. М., 1955, с. 63.
46. ЦВМА, ф. 505, оп. 028603, д. 16, л. 3.
47. ЦВМА, ф. 505, оп. 028603, д. 17, л. 4.
48. ЦВМА, ф. 13, оп. 28847, д. 10, л. 15.
49. Ордена Ленина Ленинградский военный округ: Ист. очерк.- Л., 1968, с. 330.
50. ЦАМО, ф. 217, оп. 505478, д. 4, л. 6; 7, 39; Чероков В. С. Указ. соч., с. 152.
51. Чероков В. С. Указ. соч., с. 153.
52. Там же.
53. Чероков В. С. Указ. соч., с. 156- 157.
54. Там же, с. 162.
55. Чероков В. С. Указ. соч., с. 163.
56. Там же, с. 157.
57. Там же, с. 163.
58. ЦВМА, ф. 375, оп. 010530, д. 20, л. 85; Чероков В. С. Указ. соч., с. 166.
59. Чероков В. С. Указ. соч., с. 169.
60. ЦВМА, ф. 13, д. 13207, л. 256; Д. 13188, л. 99.
61. Там же, л. 104; Чероков В. С. Указ. соч., с. 170-171.
62. Вспомогательный фонд Государственного музея истории Ленинграда, инв. № 1110.
63. Большая советская энциклопедия. М., 1972, т. 8, с. 459.
64. История второй мировой войны, 1939-1945. М., 1977, т. 8, с. 126.
65. Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М., 1978, с. 308.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |