ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Волховский район

Волхов

Не раз упоминался Волхов в сводках Совинформбюро в ноябре и декабре грозного 1941 года. Под Волховом наша армия одержала одну из первых крупных побед в самый трудный период Великой Отечественной войны.

Сосредоточив в районе Любань - Шапки - Кириши отборную группу войск, гитлеровцы намеревались в ноябре 1941 года молниеносным броском прорвать советский фронт в районе Волхова, захватить железную дорогу Тихвин - Волхов и выйти к Ладожскому озеру. Фашисты рассчитывали полностью изолировать Ленинград, прервать подвоз к озеру сырья и продовольствия. Противник рвался к Волхову, зная, что четыре железнодорожные магистрали и водная артерия Мариинской системы скрещиваются в этом районе.

Врагу удалось перерезать железную дорогу на Тихвин и подойти к южным окраинам города Волхова. Одновременно другая гитлеровская группировка прорвалась к Тихвину. Оборонявшие район Волхова и Новой Ладоги войска 54-й армии оказались почти в полном окружении. Фашисты считали неизбежным соединение с белофинскими частями, переправившимися на южный берег реки Свири. Линия фронта проходила вблизи алюминиевого завода, в четырех-пяти километрах от ГЭС, где оставалась свободной только одна дорога - на Сясьстрой. 12 ноября 1941 года командующий 54-й армией генерал И. И. Федюнинский получил телеграмму: "Ставка Верховного Главнокомандования утвердила Ваши предложения по вопросам разрушения в Волховстрое алюминьзавода, Волховской ГЭС, железнодорожного моста и затопления патерны плотины с возложением ответственности за это, а также за определение времени взрыва на командование 54-й армии". И. И. Федюнинский писал в своих воспоминаниях: "Трудно, очень трудно было бы отдать приказ уничтожить Волховскую ГЭС, но не могло быть и мысли о том, чтобы оставить ее врагу. Выход напрашивался один: не пустить фашистов к Волхову".

В начале декабря защитники Волхова получили подкрепление. Крупные соединения советских войск были переправлены через Ладожское озеро из осажденного Ленинграда. Войска 54-й армии в конце ноября 1941 года остановили наступление гитлеровцев в районе Волхова. А 18 декабря, после поражения фашистов под Тихвином, 54-я армия перешла в решительное наступление. Ломая сопротивление врага, она начала быстро продвигаться к югу.

19 декабря была освобождена железная дорога Волхов - Тихвин. К этому времени в правый фланг волховской группировки противника вышли войска 4-й армии. Опасаясь окружения, гитлеровцы начали поспешно отходить. 27 декабря Советское Информбюро сообщило: "Части 54-й армии генерал-майора Федюнинского (Ленинградский фронт) за период с 18 по 25 декабря разгромили волховскую группу противника... Освобождено от противника 32 населенных пункта".

Город Волхов стал важнейшим транспортным узлом, связавшим осажденный Ленинград со страной.

Большую роль в защите Волхова сыграли войска противовоздушной обороны и истребительная авиация, прикрывавшая мост, железнодорожный узел, жилые городские кварталы. Среди летчиков-истребителей был и младший лейтенант Александр Лукьянов. 4 июля 1941 года он, защищая небо над Волховом, протаранил немецкий бомбардировщик. За этот подвиг Александру Лукьянову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Погиб он 28 января 1942 года. В этот день 25 гитлеровских бомбардировщиков под прикрытием 13 истребителей пытались совершить налет на город. Навстречу им поднялись 6 наших истребителей, пилотируемые Тимошовым, Чироковым, Зеленовым, Коршуновым, Горбачевским и Лукьяновым. На подступах к городу они вступили в неравный бой, уничтожив 8 самолетов врага. А остальным советские летчики не дали возможности сбросить бомбы на охраняемые объекты. Храбро сражался Александр Лукьянов - он уничтожил бомбардировщик, но и сам был сбит.

Имя Героя Советского Союза Александра Лукьянова присвоено теперь одной из улиц Волхова.

Разгром фашистских войск под Волховом позволил начать восстановление Волховской ГЭС. Еще в сентябре - октябре 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны Волховская ГЭС была демонтирована, а ее оборудование вывезено. В дни боев под непрерывными бомбежками с воздуха и артиллерийскими обстрелами на станции работали два вспомогательных агрегата. Железнодорожные эшелоны с эвакуированным оборудованием из Волхова дошли до места назначения, но разгружать их не пришлось, - был получен приказ о возвращении.

Река Волхов южнее ГЭС еще была в руках врага; шли упорные бои в Синявинских болотах; снаряды, бомбы и мины падали на корпуса гидростанции, но восстановление Волховской ГЭС шло полным ходом. В мае 1942 года были смонтированы два турбогенератора.

Осажденный Ленинград остро нуждался в энергии. Линии электропередачи были разрушены в районе Мги, где проходил передний край обороны. Только после прокладки по дну Ладожского озера специальных электрокабелей город-герой 23 сентября 1942 года получил ток с Волхова. "Он пришел к нам, он первый прорвал блокаду, волховстроевский ленинский свет", - писала в те дни Ольга Берггольц.

В память о героической работе в годы Великой Отечественной войны Волховской ГЭС имени В. И. Ленина было передано на вечное хранение Красное знамя Министерства электростанций и ВЦСПС, которое теперь находится в экспозиции волховского музея.

Издание: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные Места Ленинградской Области. Л.: Лениздат, 1973.




< Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница >
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru