ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Волховский район

Кобона

Тысячи людей знают сейчас это небольшое селение на юго-восточном побережье Ладожского озера. Сюда едут катерами и теплоходами, прибывают на автобусах и автомашинах, идут пешком по дорогам и тропам болотистой Приладожской низменности.

Пришли сюда как-то школьники-туристы Ленинградского Дворца пионеров, совершавшие поход по памятным местам, и записали свои впечатления о Кобоне наших дней: "Здесь все подчинено воде. Дома стоят вдоль каналов и речки Кобонки, а в окнах, куда бы ни выходили - на запад, юг или север, - играют солнечные блики, отраженные от воды. Каждый дом - причал, каждый двор - пристань. Теснятся вдоль берегов баркасы, лодки, катера".

Так выглядит теперь легендарная, героическая Кобона. Но не такой ее видели истощенные, обессиленные ленинградцы, прибывавшие сюда из блокированного города.

Прижавшиеся к земле домики среди снежной равнины. Белые стволы зениток и бесконечные подъездные пути к озеру, в лес, к складам, баракам и палаткам. По ним потоком бегут машины с людьми и грузом. Рядом - серая, изрытая колесами грузовиков, ледовая дорога. А вокруг - белое безмолвие, суровое и настороженное.

Когда осенью 1941 года гитлеровские захватчики вышли на подступы к Ленинграду, Государственный Комитет Обороны принял все меры для усиления помощи городу.

Уже с конца августа 1941 года в Ленинград стали совершать рейсы самолеты с грузами. Кроме того, Военный совет Ленинградского фронта на основании решения Государственного Комитета Обороны 3 сентября 1941 года издал приказ о перевозке грузов в Ленинград через Ладожское озеро судами Ладожской военной флотилии.

Однако ни самолеты, рейсы которых сопровождались воздушными боями, ни корабли, которые шли долгим и опасным путем, не могли полностью обеспечить снабжение города и его защитников. Запасы продовольствия в Ленинграде все более сокращались. Поэтому осенью 1941 года Государственный Комитет Обороны принял исключительное по смелости решение - организовать снабжение Ленинграда, а также эвакуацию детей, женщин и стариков по автомобильной дороге, проложенной по льду Ладожского озера.

Одним из основных пунктов этой ледовой трассы стала деревня Кобона, расположенная в северо-восточной части Шлиссельбургской губы. Отсюда автомобильная дорога протяженностью 30 километров должна была пройти до мыса Осиновец в северо-западной части той же Шлиссельбургской губы.

Первый санный обоз с продовольствием прошел по озеру еще 18 ноября 1941 года. В то время в Ленинграде оставался запас продуктов лишь на несколько дней.

23 ноября 1941 года из Кобоны по неокрепшему льду озера ушла в блокированный Ленинград первая колонна - 60 машин с продовольствием. И хотя осажденным доставили лишь 33 тонны ржаной муки, это была большая победа.

"История ладожской трассы - это поэма о мужестве и стойкости людей", - писала газета "Правда".

В первые недели военно-автомобильная дорога № 101, или Дорога жизни, как ее назвали ленинградцы, начиналась у железнодорожных станций Заборье и Подборовье, восточнее города Тихвина. Длина всей трассы составляла 308 километров. Наиболее трудным участком пути были 30 километров по льду Ладожского озера - от Кобоны до Осиновца. Линия фронта проходила здесь всего в десяти километрах от дороги.

Подлинными героями ладожской трассы были водители. В 40-градусные морозы, в пургу и метели, под обстрелами и бомбежками, измученные бессонницей, они сутками не покидали кабин своих автомобилей.

Тысячи ленинградцев обязаны своей жизнью водителям А. Д. Тихановичу, И. К. Кудельскому, Г. П. Царенко, И. В. Сердюку, В. И. Максимову, А. М. Кандышу, П. Г. Михайлину, З. Г. Григорьеву и др.

Незаурядный организаторский талант проявили сотни офицеров-автомобилистов. Имена командира 17-й автотранспортной бригады И. А. Лапшина, командиров автобатальонов А. А. Кальвана, В. Л. Порчунова, так же как имена офицеров-политработников Ф. И. Румянцева, А. Ф. Фугеля, Н. М. Коливердова и многих других, были хорошо известны труженикам трассы.

Большую роль в снабжении Ленинграда сыграло сооружение временной железнодорожной ветки от станции Войбокало до Ладожского озера, к пристани Кобона. В условиях сильнейших морозов строители за 15 дней проложили линию длиной 35 километров.

Зимой 1941/42 года в Ленинград через Кобону было перевезено 360 тысяч тонн грузов, главным образом продовольствия и боеприпасов; из Ленинграда вывезли свыше полумиллиона детей, женщин, стариков, много тысяч тонн промышленного оборудования, немало медикаментов и оружия, изготовленного ленинградцами. Когда 24 апреля 1942 года Дорога жизни прекратила свое существование, в Ленинграде имелся запас продовольствия на 55 дней.

В Кобоне и ее окрестностях началась подготовка к летней навигации. В те годы уровень воды в Ладожском озере значительно снизился. К северу от Кобоны выступила песчаная коса длиной около 12 километров. На южном берегу косы образовалась удобная естественная бухта, защищенная от волн озера. Отсюда (до пристани Осиновец) расстояние было в четыре раза меньше, чем от Новой Ладоги, через которую осуществлялись перевозки осенью 1941 года. Поэтому летом 1942 года Кобона стала главным портом для транспортировки грузов на южном побережье Ладожского озера. К северу от селения было построено восемь пирсов длиной по полкилометра. Сюда подвели железнодорожную линию.

Из разных мест в Кобону было переброшено большое количество судов. Строительство кораблей велось и на самой Ладоге.

Весна в 1942 году была затяжной, и озеро долго не очищалось ото льда. Навигация началась только 22 мая.

Фашистская авиация пыталась сорвать снабжение Ленинграда по озеру. За 194 дня навигации 1942 года было зарегистрировано 142 дневных и 27 ночных бомбежек Кобоны и Осиновца. Гитлеровцы направляли на пирсы Кобоны и стоявшие под погрузкой корабли по 60 - 90 самолетов одновременно. За один только день 28 мая 1942 года они бомбили кобонский порт десять раз, сбросив 190 бомб. Но остановить работу трассы противнику не удалось. Советские моряки не покидали своих постов даже во время самых жестоких бомбежек. Героически погибли начальник порта старый речник Архипов, капитан парохода "Кузнецк" Александров и др.

С каждой неделей кобонский порт все больше и больше расширялся, а объем перевозок возрастал. Только за июнь 1942 года по Ладоге было перевезено в город Ленина 120 тысяч тонн грузов.

Много мастерства и мужества проявили работники ладожской трассы, обеспечивая связь Ленинграда со страной. Так, от Осиновца до Кобоны работала паромная переправа для транспортировки паровозов и железнодорожных вагонов. По дну Ладожского озера были проложены трубопровод для горючего и подземный кабель для передачи в Ленинград электроэнергии Волховской ГЭС.

Зимой 1942/43 года от Кобоны до Осиновца снова стала действовать автомобильная дорога.

Страна высоко оценила подвиги героев Ладоги. Тысячи ее самоотверженных тружеников - шоферов, моряков и летчиков, дорожников и грузчиков - были награждены орденами и медалями. В память об их подвигах сложена песня:

Сквозь шторм и бурю,
Через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети.
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,
Родней дороги не найти.

Эх, Ладога, родная Ладога,
Метель, и шторм, и грозная волна,
Недаром Ладога родная
Дорогой жизни названа.

Когда пройдут года войны суровой,
Залечит раны город мой,
Народ счастливый вместе с Ленинградом
Споет о Ладоге родной.

Подвиги героев Ладоги увековечены в бронзе и граните, в песнях и произведениях искусства.

На стеле, установленной в центре поселка Кобона, высечены слова: "Через Кобону шла "Дорога жизни". Она, прорвав фашистскую блокаду, соединяла сердце Ленинграда с родной страной, с Советской Отчизной. 1941 - 1943".

Издание: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные Места Ленинградской Области. Л.: Лениздат, 1973.




< Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница >
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru